После довольно долгого перерыва в Армении вновь в актуальной повестке оказались обсуждения относительно строительства новой атомной станции. Еще в начале этого месяца премьер-министр Никол Пашинян, комментируя передачу 15% акций одного из крупнейших предприятий страны – Зангезурского медно-молибденового комбината (ЗММК) – правительству Армении, заявил, что доля правительства Армении в проектах, запланированных новыми акционерами ЗММК на всех этапах их реализации составит не менее 25%.
Речь идет, во-первых, о строительстве медеплавильного завода, который позволит Армении экспортировать не концентрат, а сам металл. А во-вторых, частью программы горнодобывающего предприятия является строительство новой малой атомной станции (115 МвТ), где, по словам премьера, очень важно участие правительства.
«Перед правительством стоит задача до июня 2025 года запустить строительство медеплавильного комбината, и постараться сделать так, чтобы параллельно с этим стартовали строительные работы по атомной станции», — очертил сроки реализации двух масштабных проектов глава правительства.
Спустя чуть больше недели после этого, 15-го октября вице-премьер Сурен Папикянв рамках международного форума «Российская энергетическая неделя» встретился с вице- премьером РФ Александром Новаком и с гендиректором государственной корпорации «Росатом» Алексеем Лихачевым.
Как сообщила пресс-служба правительства, в ходе этой встречи были обсуждены вопросы, касающиеся как хода реализации программ по продлению срока эксплуатации действующего энергоблока ААЭС, так и вопросы, связанные со строительством в Армении нового атомного энергоблока.
Активные обсуждения по этой тематике начались и в экспертных кругах. Так, специалист по энергетике, главный редактор журнала «Геоэнергетика.инфо» Борис Марцинкевич в ходе состоявшегося на днях видео-моста Москва-Минск-Ереван-Нурсултан отметил, что по масштабам для Армении самым правильным мог бы быть реактор мощностью в 600 МВт, проект которого имеется в научно-исследовательских институтах госкорпорации «Росатом».
«Не думаю, что «Росатом» откажется от разговора по такому проекту. Будет только рад. Все зависит от того, что хочет видеть у себя Армения», — высказал свое точку зрения он.
Вторичное продление сроков эксплуатации ААЭС возможно
На самом деле, как у «Росатома», так и у правительства Армении определенная конкретика в этом вопросе уже появилась. По крайней мере, буквально месяц назад начальник управления АО «Русатом сервис» (входящего в госкорпорацию «Росатом») Юрий Свириденко сообщил, что «Росатом» и правительство Армении разрабатывают меморандум по строительству в стране новой атомной электростанции. Речь, по его словам, идет о строительстве реактора малой мощности, который необходимо построить к завершению срока эксплуатации 2-го блока Мецаморской АЭС.
Дело в том, продолжил он, что в ближайшее время завершится процесс модернизации действующего энергоблока и будет получена лицензия на его эксплуатацию до 2026 года. Корпорация «Росатом» будет участвовать в процессе технической эксплуатации станции и поддержании высокого уровня ее безопасности, а также выполнении задач по дальнейшему продлению сроков эксплуатации реактора до 2036 года.
Эксперты сферы и ранее, на основе предварительных показателей комплексного обследования действующего энергоблока ААЭС, утверждали, что срок его эксплуатации можно продлить не только на 10 лет, но и гораздо больше. Тем более, что опыт вторичного продления сроков эксплуатации аналогичного типа ректоров уже имеется на многих АЭС, в том числе, Кольской, Нововоронежской в России, «Ловиса» в Финляндии, «Пакш» в Венгрии и др., сроки эксплуатации которых были увеличены на 15 лет. А сейчас начат новый этап для дополнительного продления сроков еще на 15 лет.
Фактически, если проектный срок эксплуатации АЭС составляет 30 лет, то, как показывает международный опыт, вполне возможно продлить их в совокупности еще на 30 лет. Армения пока инициировала процесс продления сроков на 10 лет, хотя, по оценкам экспертов, после завершения этого периода «жизнь» энергоблока можно спокойно продлить еще раз на такой же срок.
При этом, как отмечают наши атомщики, тратя сейчас огромные средства в размере около 300 млн долларов на модернизацию и повышение уровня безопасности станции, продлевать срок действия блока на 10 лет очень мало. Учитывая то, что подобные блоки можно использовать 60 лет, а наш второй реактор был пущен в эксплуатацию в 1980 году (не говоря уже о том, что несколько лет он вообще не работал), то теоретически срок его эксплуатации может быть в дальнейшем продлен как минимум до 2036 года.
Альтернативы атомной энергии пока нет
Именно к этому сроку правительство Армении и корпорация «Росатом» планируют запустить новый блок малых АЭС, функционирующих на базе модернизированных водо-водяных атомных реакторов РИТМ-200. Предназначены такие реакторы, по словам начальника управления АО «Русатом сервис», для установки на ледоколах и перспективных плавучих атомных электростанциях, но корпорация «Росатом» намерена, так сказать, «посадить их на землю».
К слову, еще несколько лет назад правительство Армении планировало реализовывать проект по строительству нового энергоблока мощностью 1000 МВт. Однако в дальнейшем требования и подходы в этом направлении несколько изменились, после чего в декабре2015 года было принято решение (предварительно согласованное с соответствующими армянскими организациями и с «Росатомом») о том, что целесообразнее строить не «тысячник», а блок меньшей мощности – не более 600 МВт.
В любом случае, как неоднократно отмечали в нашем правительстве, у Армении нет альтернативы развитию атомной энергетике.Для того, чтобы заменить атомную электроэнергию, нужны серьезные вложения. Да, развиваются источники возобновляемой электроэнергии, но это долгосрочная перспектива с расчетом на 50 лет.
Более того, во всем мире еще не дошли до того уровня, чтобы с помощью солнечной, кинетической и другой энергии заменить атомную. Так что, если даже Армения сможет получать достаточно энергии от ветра, солнца или других возобновляемых источников, заменить АЭС на сегодня практически невозможно. Именно поэтому развитие атомной энергетики имеет приоритетное значение для правительства Армении, что указано также в Стратегии развития атомной отрасли страны до 2040 года.