Грузинскую платформу надо воспринимать как нечто дополнительное, не противоречащее никому, не направленное против кого-либо, а просто как предоставление возможности организации при необходимости подобных встреч, отметил в интервью «РА» участник встречи, аналитик исследовательского центра «Орбели» Джонни МЕЛИКЯН
— Г-н Меликян, премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили в ходе визита в Азербайджан 29 сентября представил проект «Мирная инициатива соседства», после чего из Баку пошли сообщения о грядущей встрече представителей аналитических, политических и властных кругов Азербайджана и Армении в Грузии. Уже 30 сентября такая встреча в Грузии состоялась. В чем суть грузинской инициативы и о чем шла речь на встрече?
— Встреча состоялась в контексте грузинского предложения о создании платформы как места, где можно было бы встретиться и обсудить ситуацию в регионе, новые реалии. Инициатором выступила аналитическая организация LINKSEurope, которая организовала мероприятие при поддержке Евросоюза и МИД Грузии. Во встрече приняли участие представители аналитических и журналистских кругов, которые смогли сесть и, несмотря на тяжелый поствоенный период в наших отношениях, представить позиции, подходы армянской и азербайджанской сторон. Сложный период, сложные вопросы, но, тем не менее, была необходимость того, чтобы каждая из сторон представила свое видение ситуации и возможные дальнейшие шаги.
Эта встреча имела своей целью, после долгого отсутствия подобных форматов и встреч на уровне гражданского общества, показать, что это возможно, несмотря на все имеющиеся сложности и противоречия.Важность встречи и в том, что каждая сторона представила свои подходы, свое видение ситуации. Подходы и видение противоположны, не всегда понятны противной стороне, но тем не менее это то, что должно было быть сказано и услышано.
— В сообщении по поводу встречи, опубликованном на www.commonspace.eu, говорится о разрабатываемых мерах по формированию атмосферы доверия и т.д. Можно конкретизировать, о каких мерах речь?
— Вопрос в том, что нужен был хотя бы первый шаг — возможность встретиться и обсудить ситуацию, которую мы имеем на сегодняшний день по Арцаху. Т.е. как на это смотрят представители сторон. Каждый участник встречи представлял свою позицию, никто не представлял страну, какие-то структуры и т.д. На экспертном уровне люди встретились, и каждый, по-своему понимая подходы своей страны, представлял свою позицию, свое видение ситуации. Меры доверия в этом контексте можно объяснить следующим образом — люди доверились организаторам, посетили мероприятие, увидели противную сторону, выслушали ее, высказались и… вот столько на данном этапе. В дальнейшем, может быть, формат подобных встреч будет продолжен. Таким образом, следует подчеркнуть, что состоялся первый контакт.
— В Баку подчеркивают, что эта встреча — чисто западный проект. В этом контексте вспомнилось, что Грузия отвергла предложение Эрдогана по созданию платформы сотрудничества в формате «3+3» (Турция, Россия, Азербайджан, Армения, Грузия и Иран) из-за присутствия в нем России. Между тем, Россия тоже ратует за формирование атмосферы доверия и добрососедства в регионе. Если это чисто западный проект и Россия в нем не задействована, эту встречу под европейским патронажем можно расценить, как попытку перехвата инициативы?
— В Баку считают, что нет “проблемы Нагорного Карабаха”, что “вопрос решен”. Но в то же время, пытаются всеми силами не допустить сохранения Минского формата. Этим и объясняется стремление Баку видеть в грузинской платформе нечто новое, инициированное западом, что может заменить Минский формат и оставить Россию вне этих процессов. Мы, в свою очередь, показали, что Арцах есть, и Минский формат продолжит свою работу по определению конечного статуса Арцаха. Тем более, что Минская группа ОБСЕ уже активизирует свои действия и даже успела организовать встречу глав МИД Армении и Азербайджана на полях 76-й Сессии ГА ООН.
Обобщая, подчеркну, что на сегодняшний день есть несколько форматов. Первый и основной — МГ ОБСЕ, которая должна продолжить заниматься вопросами урегулирования, и основной из них — вопрос статуса Арцаха. Параллельно по трехсторонним заявлениям от 9 ноября 2020г. и 11 января 2021г. по вопросам разблокирования коммуникаций действует формат Армения-Азербайджан-Россия на уровне вице-премьеров. К ним подключается Грузинская инициатива, которая представляет свою площадку для армяно-азербайджанских встреч и переговоров, но на уровне экспертных кругов и гражданского общества. Однако в инициативе Грузии, заявленной на официальном уровне главой правительства и МИД страны, особо подчёркивается то, что она не направлена против кого-либо и не заменяет существующие – лишь может дополнить их на уровне гражданского общества, т.н. “secondtrackdiplomacy”.По этим вопросам от других стран подобных предложений пока еще не поступало.
Грузинская платформа – это не нечто формальное, а просто предложение, чтобы соседние страны воспринимали Грузию как место, куда можно приехать, встретиться и поговорить. Грузинская сторона не претендует на посредничество или модераторство в нашем конфликте. Просто Грузия хочет дать возможность для коммуникаций, встреч, обсуждений и т.д. “У Грузии нет какой-то тайной повестки”, – основной посыл грузинской стороны. Для нее важно, чтобы в регионе были мир, порядок, стабильность, и чтобы ее соседние государства в тяжелые для них времена смогли найти в себе силы и возможности сесть и обсудить вопросы, требующие решения, включая гуманитарные.
Что же касается недавней встречи, то одно дело официальная хроника, другое дело, когда на уровне экспертов ты слышишь, например, о неудовлетворенности в Азербайджане итогами войны, действиями России, обеспокоенность отношениями Азербайджана с Ираном, иранскими учениями на границе и т.д.Это очень важные моменты, которые дают экспертам хорошую возможность для анализа.
P.S. Закрытый характер встречи и имеющиеся в этой связи договоренности не позволили нашему собеседнику рассказать больше. Даже назвать имена всех участников встречи. Правда, согласно сообщению азербайджанского агентства Turan, с азербайджанской стороны во встрече в Тбилиси приняли участие глава Turan Мехман Алиев, директор Центра стратегических и международных исследований Эльдар Намазов, представители правительства Азербайджана.