Наш соотечественник, лауреат ряда престижных международных конкурсов, композитор и дирижер Александр Ирадян уже несколько лет живет и работает в Европе. Сейчас он преподает дирижирование в Университете Искусств Берлина (Universität der Künste Berlin) и является художественным руководителем и главным дирижером новосозданного оркестра Sonoris (Orchestra Sonoris Berlin).
Сейчас музыкант готовится представить амбициозный и уникальный проект, о котором он с удовольствием рассказал нашей газете.
— Александр пожалуйста представь нам сначала свой новый коллектив. Есть ли в нем еще наши соотечественники?
— В нем есть все. Я не любитель перечислять музыкантов по национальностям. Мы музыканты, мы делаем искусство мира, а там национальности и фамилии не так важны. Но да, есть и армяне, и евреи, и немцы и русские, и аргентинцы. Мне очень нравится работать с исполнителями со всего мира — это как-то раскрывает мировоззрение. Ты понимаешь все больше и больше, насколько разные мы можем быть и как нас всех объединяет любовь к нашей работе.
Идея оркестра «Sonoris» возникла давно, постоянно крутилась в голове, но конкретных шагов для реализации проекта я не предпринимал. Во-первых, потому, что живешь в стране, где мало кого знаешь, во-вторых, есть много финансовых, логистических и прочих проблем, вопросов, связанных с продюсингом. Создать свой оркестр вообще дело непростое, а для человека, который не так давно оказался в Германии, тем более.
Но вот в этом году мне удалось основать коллектив, который назван «Sonoris». И толчком к этому послужил 2020 год — с его локдаунами, карантинами и прочими ограничениями. Всем нам (артистам, закрытым дома) этот год дал хоть какое-то «преимущество» в виде времени поразмышлять над тем, что делать и как жить дальше. Прошлый год и для меня стал периодом, когда я занимался планировкой всего того, что я хочу делать дальше. То есть наконец-то появилось время спокойно, без спешки обдумать все планы и проекты. И я пришел к выводу, что в Европе не имеет смысла вливаться в оркестр, если у тебя есть идеи, а создать свой собственный.
Годы идут, время так летит… Об этом я стал задумываться недавно — ведь я прожил в лучшем случае уже половину своей активной жизни, а ведь так много чего хочется сделать, переосмыслить, перечитать и переслушать. Я каждый год переосмысливаю музыку Малера, и мне кажется — с каждым годом подхожу к нему всё ближе. Может быть, все больше чувствую его боль, но не хочу драматизировать, и поэтому переживаю все это молча. Вот, собственно, почему я решился начать новый оркестр. Не из-за амбиций сделать имя или статуса в резюме (этого добра хватает). Я хочу найти единомышленников, с кем мы вместе сможем выражать нашу радость и боль, мы будем чувствовать себя комфортно в присутствии друг друга. Состав оркестра будет меняться ещё много, нам ещё нужен талантливый и сильный агент и менеджер, но первый шаг будет сделан моим новым проектом и это очень важно для всего нашего будущего.
— Расскажи об этом проекте. Что вы собираетесь представить берлинской публике?
-В прошлом году Бундестаг (правительство Германии) учредил очень большой грант на новые проекты, и я решил рискнуть и подал заявку своего проекта «GROUNDED» ( в переводе — «Заземленный»). Это была идея — новый оркестр, новый концепт, новый проект. Представил его без каких-либо особых ожиданий и надежд. Но мне улыбнулась удача, и я получил большую часть финансирования от правительства Германии на осуществление своей мечты. Суть проекта в следующем: представьте себе: публика заходит в концертный зал и вместо привычного интерьера (стулья, сцена и пр.) оказывается на красивой поляне – живой, с настоящей травой, кустами, цветами.
И зритель может делать что хочет: гулять по поляне, лежать, сидеть на траве, а в это время исполняется музыка. Этот проект — «meditative live performance» (медитативное, живое исполнение), то есть публике дается возможность погрузиться в медитацию, в то время, когда вокруг коллектив из 13 музыкантов играет музыку. Одна из уникальных сторон этого проекта — нет понятия аудитория и оркестр. Аудитория сама становится частью звука, а звук становится как бы трехмерным для слушателей, поскольку весь ансамбль будет расположен между зрителями по всей площади поляны. Этим я даю шанс людям не просто слушать музыку, быть зрителями, а стать частью этого исполнения путем их погружения в музыку. Музыкальный материал такой, что ты начинаешь чувствовать себя частью этого звука, окунаешься в мир звуков.
— Почему в качестве антуража для концерта ты выбрал природу, которую «поместил» в закрытом помещении? Какую цель ты преследовал этим концертом-перформансом?
— Я вырос и был воспитан на традициях музыки Авета Тертеряна его же учеником Степаном Ростомяном, и эта вся база, этот мир космической музыки был передан мне очень рано. И я знал, какая конкретно задача стоит передо мной, чтобы правильно работать со зрителем. Я написал музыку для проекта «GROUNDED», который впервые будет представлен 23 октября в сердце Берлина моим новым оркестром ««Sonoris».
Концерт состоится в Musikbrauerei. Это такая площадка, где проводятся различные концерты и культурные мероприятия. Вообще Brauerei — это место где варят пиво, где оно бродит. Фактически, название можно перевести как Брожение Музыки. Внешний вид у здания — руины, и даже в голову не придет, что там внутри есть концертный зал. Это очень интересное место. Я впервые там играл «Весну Священную» Стравинского вместе с известной пианисткой Лусине Хачатрян. Нам удалось синхронизировать игру в 4 руки с легендарной постановкой Пины Бауш одноименного балета.
Пять с половиной тонн земли и более 100 растений будет завезено в концертный зал, где люди не только будут слушать мою музыку, но и войдут в тесный контакт с природой. Одна из целей моей музыки, которая будет исполняться на концерте, слияние человека с природой — как своеобразный отклик на существующую в мире экологическую повестку, на все климатические изменения и отрицание опасности, которая грозит нашей планете.
Это еще и попытка создания натуральной природы в месте, где она по идее просто никогда не могла бы появиться. Этим я хочу попытаться увеличить и усилить связь человека с природой. Представьте, что в момент исполнения зрители смогут чувствовать под своей рукой настоящую землю, траву, ощущать ее запах, и я надеюсь, что этот синтез музыки, природы и медитации, чувства, которые слушатели испытают в этот своеобразный момент позволят им испытать определенный катарсис, почувствовать себя частью природы, «выйти» из под своего эго, возвыситься над ним и стать частью живой природы, планеты и звука. Ты проживаешь 50 минут концерта как частица одной большой и целой системы.
Это своеобразный симбиоз чувств, который в конечном итоге приводит к осознанию того, что природа — это наше начало и конец нашей жизни. Она не только поддерживает нашу жизнь, дает все для нее. Через природу мы можем осознать настоящее и его жизнеспособность. Она якорь, который удерживает нас здесь — делает нас «заземленными».
Статья опубликована 29 сентября, 2021 10:07
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…