После прошлогодней кровавой агрессии против Нагорно-Карабахской Республики Азербайджан делает вид, что вопрос НКР решен, а значит Минская группа ОБСЕ изжила себя. Об этом президент Алиев заявляет направо и налево, чуть ли не ежедневно – в большинстве случаев для внутренней аудитории, дабы оправдать гибель своих бойцов в этой войне.
И конечно, пытается посылать мессиджи мировому сообществу, международным организациям – в первую очередь той же Минской группе ОБСЕ: мол, вопрос он решил единолично. Вернее, с помощью Турции.
По большому счету, последнее обстоятельство – участие Турции (переброска на фронт военной техники, инструкторов и подчиняющихся ей боевиков) порождает серьезные вопросы у политизированного сегмента армянского народа. Неужто участие члена НАТО Турции в прошлогодней кровавой агрессии была с ведома Северо-Атлантического военного альянса.
Если да – то по какому праву, если нет – то почему до сих пор альянс не наказал своего агрессивного члена или вовремя не остановил строптивого стратегического партнера. Вряд ли в уставе НАТО существует пункт, согласно которому члены альянса могут направо и налево раздавать боевую технику и человеческие ресурсы другим государствам, которых провозгласили стратегическими партнерами. Что, Азербайджан уже член НАТО, а альянс об этом не ведает?..
Судя по послевоенным ненормальным развитиям событий (вторжение Азербайджана на суверенную территорию Армении, диверсионно-террористические действия на нашей территории) заинтересованным сторонам все прекрасно известно. Знают и о мотивации начала войны, и о вторжении Азербайджана на территорию Армении, равно как и то, что все это не обошлось без братской помощи Турции, осуществившей в 1915 году Геноцид Армян.
Рано или поздно, вопрос участия Турции в прошлогодней войне на стороне Азербайджана будет поднят. И хорошо бы, чтобы инициатором выступили именно сопредседатели Минской группы ОБСЕ.
Почему именно они? Потому что двое из сопредседателей – США и Франция, — играют первые скрипки в военно-стратегическом альянсе НАТО. А Турция, в свою очередь – член Минской группы.
Трудно поверить, что США и Франция, долгие десятилетия занимающиеся мирным урегулированием Карабахского конфликта, дали согласие Турции участвовать в агрессии против Нагорного Карабаха, либо поощряли ее агрессивные действия. Наоборот, своими призывами и США, и Франция пытались остановить кровопролитие. Но Турецко-азербайджанский тандем пошел до конца.
Ныне же, когда МГ ОБСЕ пытается активизировать свои действия по урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта, вышеперечисленные вопросы приобретают особую актуальность. Без ответа на эти вопросы трудно представить мир и стабильность в регионе.
По поводу и без и европейские страны, и международные организации акцентируют, что они – с армянским народом, поддерживают нашу демократию. Мы ценим это отношение, но доказательством этой поддержки должно служить и обуздание агрессора, спрятавшегося за спину новоявленного стратегического партнера из НАТО.
Что касается сопредседателей МГ ОБСЕ – действительно, в последние месяцы участились заявления об активизации действий. На днях об этом заявил госсекретарь США Энтони Блинкен в поздравительном послании Арарату Мирзояну по поводу его назначения министром иностранных дел.
«Приветствуем скорейшее возобновление предметных переговоров в рамках сопредседателей Минской группы ОБСЕ», — говорится в послании.
«Франция продолжит оказывать Армении помощь в преодолении последствий нагорно-карабахского конфликта, который привел к многочисленным жертвам, и как сопредседатель Минской группы ОБСЕ – и впредь будет последовательна в поисках путей долгосрочного урегулирования» — это строки из поздравительного послания Арарату Мирзояну министра иностранных дел Франции Жана-Ива Ле Дриана.
Третий же сопредседатель, Российская Федерация, просто поддерживает активизацию работы сопредседателей Минской группы ОБСЕ по нагорно-карабахскому урегулированию на основе имеющегося мандата и при адекватном учете новых региональных реалий. Об этом на днях заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
«Мы считаем, что тройка (стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ) могла бы содействовать повышению доверия между Ереваном и Баку, а также решению гуманитарных вопросов, и это послужило бы предпосылкой для перехода к обсуждению политических проблем», — отметила она.
Тем временем Баку, вернее, президент Алиев всячески пытается уклониться от вопроса, делая вид, что игнорирует существование Минской группы ОБСЕ.
Однако не приходится сомневаться, что как только МГ возобновит работу, Алиеву придется отвечать на многие, мягко говоря, неприятные ему вопросы: почему на территории Азербайджана, несмотря на подписанное 9 ноября прошлого года трехстороннее заявление, продолжают задерживаться армянские военнопленные, более того – их судят за совершенно надуманные преступления; почему Азербайджан вторгся на суверенную территорию Армении и похищает наших солдат на нашей же территории, чуть ли не каждый Божий день совершая диверсионно-террористические акты.
Мы-то прекрасно знаем, для чего это делается. А надо бы, чтобы занимающиеся вопросом региональной безопасности и стабильности, которые также прекрасно понимают все, предприняли предметные шаги для обуздания агрессора.
Излишне напоминать, что Минская группа ОБСЕ была сформирована именно с целью содействовать мирному урегулированию Карабахской проблемы, Азербайджан же за минувшие годы сделал все возможное и невозможное, чтобы торпедировать мирное урегулирование, ныне же продолжает наращивать напряженность в регионе.
И самое главное: Минская группа не может обойти вопрос статуса Нагорного Карабаха. Наиважнейшим пунктом многолетних переговоров был именно вопрос статуса. И именно этого ныне боится Алиев, с пеной у рта утверждающий, что вопрос решен и именно поэтому нагнетающий обстановку в регионе. Пока что это ему удается. Но только пока… Ничто не вечно под луною. Настанет время и держать ответ за свои деяния.