Вопреки досужим разговорам о перспективе присоединения Турции к Евразийскому экономическому союзу Анкара после недолговременного заигрывания с Россией вновь вспомнила о своей мечте стать членом Евросоюза.
Переговоры о вступлении Турции в ЕС являются краеугольным камнем в отношениях Анкары и Брюсселя, говорится в совместном заявлении 18 мая Верховного представителя Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини, еврокомиссара по политике соседства и переговорам по расширению Йоханесса Хана, министра иностранных дел Турции Мевлута Чавушоглу и министра Турции по делам ЕС Волкана Бозкыра.
Авторы заявления подчеркнули важность конкретных шагов в области верховенства права, а также экономического сектора. ЕС и Турция будут также продолжать сотрудничество по другим общим приоритетам, в том числе торговле и модернизации таможенного союза, энергетике и либерализации визового режима. В заявлении речь идет также об усилении сотрудничества для предотвращения незаконной миграции в страны ЕС, выделении дополнительных средств Турции в приеме беженцев из Сирии и Ирака, борьбе с террористической угрозой, поддержке переговоров по кипрскому урегулированию.
Йоханнес Хан на пресс-конференции в понедельник отметил, что Еврокомиссия рассчитывает в скором времени открыть 17 главу переговорного досье по вступлению Турции в ЕС, которая касается экономических и монетарных вопросов. Это позволит сторонам начать переговоры по сближению определенных правил Турции в области экономики с правилами ЕС. Г-н Хан надеется в скором времени получить одобрение совета стран ЕС.
Напомним, что заявку на членство в ЕС Турция подала еще в 1987г. Переговоры же начались только в 2005. После согласования 14 из 35 разделов, которые должна выполнить Анкара, чтобы достичь необходимых для членства в ЕС стандартов, процесс застопорился. В числе заблокированных 17 пунктов — пункты по экономике и энергетике.
И это интересно в контексте развернувшейся между ЕС и Россией газопроводной войны. Брюссель лоббирует Южный газовый коридор — проект расширения Южнокавказского газопровода (Баку — Тбилиси — Эрзрум), а также постройки в Турции газопровода TANAP и его продления по Европе — газопровода TAP. Основная цель проекта — повышение безопасности поставок газа в Европу, исключение России как монополиста в роли поставщика, а Украины — как монополиста в роли транзитера газа. В качестве основных поставщиков рассматриваются на данном этапе Азербайджан и Туркменистан (в перспективе — Ирак, Иран, Египет).
В планах России с декабря 2014г. — “Турецкий поток”, который планируется проложить по дну Черного моря из Анапского района в Турцию. Далее на границе Турции и Греции предполагается строительство газового хаба, через который газ будет отправляться в европейские страны.
На Западе этот российский проект расценили как подготовку почвы для создания Евразийского энергетического союза. В этом случае, как пишет Forbes, энергетические планы Европы могут оказаться под вопросом, а “Турецкий поток” может стать началом новой эры в политических и экономических отношениях России и Турции. И с марта 2015г. Евросоюз стал ублажать Анкару перспективой улучшения сотрудничества в области энергетики, называя Турцию “ключевым партнером для энергобезопасности ЕС”.
Маневрируя между Москвой и Брюсселем, Анкара безуспешно пыталась принудить Россию к большой скидке на цену за газ. Не получив желаемого, Турция под предлогом “обиды” на президента РФ Владимира Путина за его приезд в Ереван для участия в памятных мероприятиях, посвященных 100-летней годовщине Геноцида армян в Османской Турции и Западной Армении в начале ХХ века, поддалась “уговорам” США и ЕС и поспешила заявить о желании присоединиться к соглашению о свободной торговле и инвестиционном партнерстве между США и Евросоюзом, договорилась с ЕС о модернизации таможенного союза, а на встрече глав МИД стран НАТО в Анталье подала заявку о своем стремлении руководить в 2021г. группировкой “Острие копья”, создаваемой Альянсом “в связи с необходимостью наращивать мощь организации в условиях новых вызовов и угроз”, в числе которых вновь, по словам генсека НАТО Йенса Столтенберга, оказалась Россия, а также реагировать на угрозы, исходящие с Ближнего Востока и из Северной Африки. Группировка способна развернуться в зоне конфликта в течение 48 часов.
Глава МИД России Сергей Лавров, будучи в Сербии, заявил, что если ЕС будет ответственно оценивать ситуацию в сфере энергетической безопасности, то должен поддержать переговоры по “Турецкому потоку”. По его словам, интерес к российскому проекту ощущается со стороны Греции, Македонии, Сербии, Венгрии, других стран региона, и “сейчас самое главное — рассмотреть практические аспекты с точки зрения логистики и с точки зрения финансирования”.
Правда, визит российского министра в Сербию пришелся на период начала в Македонии массовых акций протеста оппозиции, обвиняющей власти в коррупции и незаконном прослушивании 20 тысяч оппонентов и требующей отставки премьера. Ситуация усугублена произошедшими неделю назад событиями в городе Куманово, где проводилась полицейская операция против, по характеристике властей Македонии, албанских террористов. В результате двухдневных стычек погибли 8 полицейских и 14 подозреваемых. Глава оппозиционного Социал-демократического союза Македонии Зоран Заев заявил, что эти события инспирированы властями, которые, по его словам, “заняты разжиганием национализма”.
События в Македонии некоторые албанские эксперты уже назвали началом македонского Майдана и вероятности в стране этнического конфликта, который может быстро перекинуться на Сербию, Косово, Албанию и Болгарию.
Россия же усматривает в происходящем стремление Запада подготовить цветную революцию в Македонии, которая не присоединилась к санкциям против России и поддержала проект “Турецкий поток”.
Борьба продолжается…