Известно, что ЗАО “Электросети Армении” представило 8 мая в Комиссию по регулированию общественных услуг заявку на повышение тарифа на электроэнергию, согласно которой компания предлагает повысить тариф на электроэнергию для потребителей на 17,08 драма: дневной тариф (7:00-23:00) на поставляемую электроэнергию для потребителей с нынешних 41,85 драма до 58,93 драма за 1 кВт.ч, а ночной (с 23:00 до 7:00) с нынешних 31,85 драма до 48,93 драма за 1 кВт.ч.
С того дня самой актуальной темой в Армении как в политических кругах, так и СМИ, и общественности стало предстоящее повышение тарифов на электроэнергию, а, значит, и очередной виток повышения цен, можно сказать, во всех сферах жизни. Было бы наивно полагать, что с повышением энерготарифов сохранятся неизменными, скажем, цены на хлеб, молочные продукты и другие товары первой необходимости — ведь в производстве каждого из них используется электроэнергия. Да и имеющийся опыт предыдущих повышений тарифов на электроэнергию однозначно свидетельствует о том же.
Естественно, вопрос должен был быть перенесен в парламент, что и имело место на первом же заседании стартовавшей в понедельник очередной четырехдневки. На состоявшейся накануне встрече представителей оппозиционных фракций вопрос был обсужден подробно и всесторонне, депутаты хотят услышать обоснования, а не констатацию факта накопившегося вышеупомянутой организацией долга в 300 миллионов долларов и стремление взыскать его с населения.
Однако и в рядах оппозиции не было полного согласия: АНК, ПОЕ и “Наследие” требовали создать по этому вопросу временную депутатскую комиссию, которая скрупулезно разберется в вопросе и представит отчет НС, либо незамедлительно включить вопрос в повестку и приступить к обсуждению на пленарном заседании. А ППА — за парламентские слушания, поскольку комиссия, как правило, работает не менее полугода, а энерготарифы повысятся с 1 июня, ну, самое позднее — с 1 июля. Именно это обстоятельство и побудило ППА, АРФД и РПА воздержаться от присоединения к инициативе АНК о создании временной комиссии. В итоге проект документа подписали 17 депутатов, чего недостаточно для реализации инициативы. Кстати, согласись ППА присоединиться к документу — он получил бы нужное количество голосов. В последний период позиция ППА приобрела в парламенте особую важность ввиду того, что она декларировала себя оппозицией и, будучи второй по численности фракцией в парламенте, ее колебания в ту или иную сторону становятся определяющими.
Депутатам удалось, в нарушение Регламента НС, добиться проведения блиц-обсуждения вопроса, и, пользуясь предоставленной законом возможностью, фракция “Оринац еркир” взяла 20-минутный тайм-аут, но и после этого продолжились не характерные для последнего периода шумные дебаты в зале. Даже после заверения спикера НС Галуста Саакяна, что по данному вопросу непременно будут организованы парламентские слушания с участием всех заинтересованных сторон.
“Это очень важный вопрос, нерешенность которого может привести к разрушительным последствиям. Необходимо провести обсуждение в парламенте с участием всех заинтересованных сторон”, — заявила лидер ППА и одноименной фракции Наира Зограбян, которая убеждена, что это обсуждение необходимо, чтобы понять — насколько обоснованы доводы представившей заявку в КРОУ организации.
“Мне, например, крайне любопытно, как получается, что в работающей убыточно организации люди получают миллионные зарплаты. Любой бизнес, работая убыточно, не должен быть заинтересован в дальнейшей деятельности, но в данном случае картина диаметрально противоположная”, — сказала она журналистам.
Депутатов беспокоил тот факт, что политическое решение, фактически, уже принято, и полагая, что долг в 300 млн долларов — следствие не только неэффективного управления, но и прямого хищения, — народные избранники пытаются посредством обсуждения выразить свое отношение к явлению и, по их заверениям, не допустить покрытия этого долга за счет потребителей. Кстати, согласно утверждениям депутатов, в обоснование повышения энерготарифов включена, кроме всего прочего, плата за аренду дорогих импортных автомобилей, равно как и “благотворительность” организации…
Кроме того, Армения — единственная страна на Южном Кавказе, имеющая атомную электростанцию, получает от России сравнительно дешевый газ, а произведенную электроэнергию продает населению по весьма недешевым тарифам. Но, по утверждению специалистов, в Армении очень высок процент потерь электроэнергии, что совершенно непонятно. Еще и потому, что несколько раз осуществлялись кредитные программы, направленные на обновление системы и сокращение потерь, но электроэнергия по-прежнему будто в землю утекает, и вновь возвращаемся к замкнутому кольцу — покрываем потери за счет потребителей. Говорить, что люди теряют веру — недостаточно. Если люди весь месяц думают о плате за газ и свет, приспосабливая к тарифу за них семейный бюджет, можно представить, какие перемены происходят в их образе мышления относительно гражданского долга…
Что касается идеи создания временной комиссии либо созыва парламентских слушаний, то депутаты и сами прекрасно знают, что проку от этого никакого не будет: комиссия представит отчет и он будет принят к сведению, а парламентские слушания не полномочны принимать какое-либо решение. Отдельные представители правящей РПА уже озвучивают мнение, что следует сделать все возможное, чтобы не утратить энергосистему страны и не скатиться к “холодной и темной” ситуации 1992-96гг.
Конечно, этим дело не кончилось — парламент еще вернется к этому вопросу. Посмотрим, что получится. А в понедельник получилось так, что дебаты по энерготарифу растянули принятие повестки почти на час двадцать минут.
P.S. Генеральная прокуратура Республики Армения представила в НС отчет о деятельности в 2014 году. Согласно объемному документу, за отчетный период число совершенных преступлений возросло почти по всем параметрам, число же раскрытых — снизилось. Об этом — в следующем номере.