Cо дня своего запуска в эксплуатацию Армянская атомная электростанция находится в центре внимания общественности, причем не только армянской. Она находится в зоне сейсмической активности, определенным контингентом специалистов считается экологически опасной, однако эксплуатация ее продолжается, потому что она обладает не только колоссальным экономическим, но и стратегическим значением. Не будем забывать, что ААЭС “Мецамор” — наверное, единственная в мире среди подобных объектов, остановленная по настоянию оппозиционно настроенной части общества после Спитакского землетрясения и вновь успешно задействованная спустя почти пять лет. За этот период Армения оказалась в жесточайшем энергетическом кризисе — надо ли напоминать те темные и холодные годы.
Попытки принудить Армению отказаться от атомной энергетики предпринимались и позже, но уже извне. Аргументы были разные: европейские эксперты всячески доказывали, что станция построена очень давно, система старая и, якобы, не имеет должного уровня безопасности. Годы назад на законодательном уровне было даже принято решение о строительстве новой, современной АЭС. Но до конкретных действий дело не дошло — требовались нешуточные инвестиции, которых просто нет.
Тем не менее, “Мецамор” действует, вырабатывает на сегодняшний день порядка 40% всей электроэнергии Армении, но срок его эксплуатации необходимо продлить — именно поэтому 20 декабря 2014 года в Москве между правительствами РА и РФ было подписано соглашение о продлении срока эксплуатации 2-го энергоблока Армянской атомной электростанции, которое на нынешней четырехдневке долго и обстоятельно обсуждал парламент.
Работы будут проводиться в 2 этапа: на первом предстоит обследовать объект и произвести оценку оборудования и сооружений, затем последует оценка стоимости программы. “Поскольку начать работы по сооружению нового блока в намеченный сроки не удалось, мы вынужденно приступили к работе по продлению срока службы имеющегося блока: в противном случае в конце 2016 года у нас возник бы острый дефицит энергетических мощностей. Опыт подобных операций имеется в России, Словакии, Чехии и других странах. По предварительным оценкам требуется сумма в 270 миллионов, еще 30-миллионный грант предоставляет Россия”, — сказал, представляя документ, заместитель министра энергетики Арег Галстян, добавив, что, если эта программа не будет осуществлена, мы будем вынуждены компенсировать потребность в электроэнергии за счет ТЭЦ, что обойдется втрое дороже.
Заметим, что срок эксплуатации второго энергоблока ААЭС, согласно документу, будет продлен до 2026 года. И если масштабы работ ограничатся 270 миллионами, то стоимость произведенной станцией электроэнергии, начиная с 2019 года, повысится на 2,5 драма за киловатт.
Кстати, соглашением оговорено, что кредит берет Республика Армения, а не атомная станция, как предприятие. Господин Галстян пояснил, что государство предоставляет под кредит гарантии — самой ААЭС никто бы кредит не предоставил, однако возвращать его придется, конечно, станции.
Напомним, что раз в три года минимум на 45 дней станция останавливается на текущий ремонт и перезагрузку топлива. Только в 2013 году срок остановки оказался вдвое большим — 88 дней, по причине засушливости. По заверениям замминистра, на станции все нормально, технологические процессы — от непосредственно работы станции до транспортировки отходов — находятся под постоянным пристальным контролем МАГАТЭ.
Что касается строительства новой атомной электростанции, опять таки по заверениям замминистра, никакой угрозы стране оно не представляет. АЭС должна строиться с участием и частного капитала — помимо государства, будут и совладельцы. На это требуется 5 миллиардов долларов, которыми государство не располагает, а посему ищет инвесторов. Существовала предварительная договоренность на этот счет с “РосАтомом”, который намеревался выступить инвестором, однако официального обращения армянской стороны пока не было. Отметим, что российские атомщики намеревались инвестировать только 35% общей стоимости, остальную часть суммы предоставив в виде кредита. Но поскольку в данный момент Армения не в состоянии взять на себя столь ответственное обязательство — многомиллиардный кредит, — она ищет партнеров, которые бы согласились участвовать в проекте в статусе инвесторов.
Подобно любому кредитному соглашению, данный документ вызвал у депутатов множество вопросов, почему бы и нет — сомнений, которые и были озвучены в ходе обсуждения. Как правило, они обсуждаются очень долго и скрупулезно, некоторые политические деятели используют такие вопросы не только для выражения личного мнения, но и в интересах собственного пиара. И данный документ не составил исключения.