Двух дней не прошло после подписания президентами Турции и Азербайджана в Шуши соглашения о военном союзе, как наши предположения о ведущейся Анкарой и Баку подготовке к созданию турецких военных баз в Азербайджане нашли подтверждение. Глава ТР Реджеп Эрдоган заявил, что в рамках подписанной с Азербайджаном в Шуши декларации речь может идти о создании на азербайджанской территории военной базы ВС Турции. По его словам, это не выходит за рамки положений Шушинской декларации.
Думается, там будет не одна база. В Нахиджеване она уже практически есть. Думается, наиболее вероятными зонами из создания являются Габала — близ границы с Ираном, в приграничном с Ираном и Арменией Ковсакане (Зангеланский район). Впрочем, турецкие военные объекты могут быть разбросаны по всей территории Азербайджана. В СМИ упоминаются также Гандзак (Гянджа), Ленкорань, Карвачар (Кельбаджар) …
И этому не мешают ни законодательство Азербайджана, по которому запрещено размещение иностранных военных объектов на территории страны, ни членство Азербайджана в Движении неприсоединения. Все это были лишь отговорки Баку на предложения вступить в ОДКБ и Евразийский союз.
По сути, идет процесс не только поглощения Азербайджана Турцией, но и, как само собой разумеющееся, ускоренное приближение Азербайджана к членству в НАТО.
Официально Россия пока никак не отреагировала на подобный разворот событий. Эрдоган и Алиев собираются обсудить этот вопрос, а также тему так называемого «Зангезурского коридора» с президентом РФ Владимиром Путиным. Эрдоган считает отношение Москвы к проекту создания «Зангезурского коридора» позитивным и не видит с ее стороны никакого намерения препятствовать этому. Про отношение Кремля к перспективе появления в Азербайджане военных баз Турции он «дипломатично» умалчивает.
Первый зампредседателя комитета Госдумы по обороне Александр Шерин заявил «Газете.ру», что Азербайджан де-факто можно считать членом НАТО с того момента, как азербайджанские военные вместе с армией Турции воевали против члена ОДКБ — Армении. «Юридически же это вопрос времени. Все будет оформлено», — сказал он.
«Азербайджан нацелен на сближение с НАТО через Турцию, а Армения является членом ОДКБ. Мягко говоря, нейтральная позиция России позволяет Турции в лице Эрдогана, как старейшего члена НАТО, делать подобные заявления. Причем Москва имеет базу на территории Армении, и не обладает оной в Азербайджане», — отметил Шерин.
В российском парламенте также считают, что возможное появление турецкой базы в Азербайджане можно воспринимать как де-факто расширение НАТО.
Интересно, отреагирует ли на это Москва так же, как на приближение НАТО к российским границам в других регионах? «За прошедший период уже состоялось две волны расширения, военная инфраструктура НАТО приближается к российской границе, развертываются многонациональные контингенты в Балтийском регионе, создаются передовые центры тяжелого вооружения в Европе, повышается интенсивность учений, модернизируется военная инфраструктура, увеличиваются военные бюджеты государств альянса», – написала официальный представитель МИД РФ Мария Захарова в Telegram-канале. О турецко-азербайджанском конгломерате пока ни слова.
Более того, на традиционном брифинге г-жа Захарова в ответ на просьбу прокомментировать визит президента Турции в оккупированный армянский город Шуши в Арцахе заявила, что Москва не считает правильным «смешивать темы, касающиеся собственно Нагорного Карабаха, и двусторонние отношения Азербайджана с третьими странами». «Именно в таком ключе мы рассматриваем последние азербайджано-турецкие контакты на высшем уровне.
Мы исходим из того, что двусторонние связи в регионе, в том числе и по военной линии, не должны выстраиваться против других государств. Мы всячески поддерживаем шаги, которые направлены на нормализацию диалога между Ереваном и Баку, между Ереваном и Анкарой. Взаимодействие на Южном Кавказе должно развиваться на основе принципов добрососедства при учете и балансе интересов всех стран региона», — отметила она.
«Что касается заявлений, то, учитывая процессы в регионе, и те усилия, которые были направлены на подведение сторон к заключению договоренностей и началу движения к мирному направлению, все заявления, которые делаются в этой связи, должны работать на единую цель — стабилизацию, мирное развитие, восстановление связей и отвечать интересам мирных жителей региона», — сказала Захарова.
Подобный текст мы уже слышим более семи месяцев. Посредники, в данном случае Россия, не замечают ни угроз Алиева в адрес армян, ни очевидно направляемых им антироссийских акций в Азербайджане, ни турецких поползновений на позиции России в Закавказье. Уж не говорю о продолжающейся агрессии Азербайджана на суверенную территорию Армении, о судебных фарсах в отношении плененных армян, об удерживаемых Азербайджаном сотнях армянских военнослужащих и гражданских лицах. По трехстороннему соглашению от 9 ноября 2020г. Баку давно должен был их возвратить Армении. Но при попустительстве и Еревана, и стран-посредников — России, США, Франции, — сделал их предметом торга.
Наглядное свидетельство — появившееся в интернете видео разговора Алиева и Эрдогана во время визита последнего в Азербайджан, в ходе которого они обсуждают вопрос обмена армянских военнопленных на карты заминированных территорий, оккупированных турецко-азербайджанскими ВС по итогам последней войны в Арцахе.
Алиев подтверждает, что в Баку есть еще армянские пленные, а также заявляет, что без армянских карт минных полей процесс разминирования региона может затянуться на 10 лет.
Омбудсмен Армении Арман Татоян заявил, что данная запись доказывает, что азербайджанские власти незаконно удерживают армянских военнопленных как заложников для использования в политических торгах, занимаются торговлей людьми и вводят в заблуждение мировое сообщество, называя пленных террористами и диверсантами.
Мария Захарова по вопросу военнопленных лишь отметила, что эта тема сохраняет свою актуальность, в том числе, в контексте выполнения заявления лидеров России, Армении и Азербайджана от 9 ноября 2020г.
Ни слова не сказав о необходимости вывода азербайджанских военных с территории Армении, представитель МИД РФ вновь указала на важность, в качестве устойчивого и долгосрочного решения проблемы на армяно-азербайджанской границе, скорейшего запуска процесса делимитации границ между двумя странами с ее последующей демаркацией.
Баку, между тем, по поводу «Зангезурского коридора» уже начинает шантажировать, причем не столько Армению, сколько Россию, российских миротворцев, заявляя устами алиевских карманных экспертов, что «если Армения не даст согласия на «Зангезурский коридор, мы закроем Лачинский».
В том, что политика Анкары и Баку носит очевидный антиармянский характер, сомнений нет. Но не только антиармянский. И это четко отражено в заявлении МИД Армении:
«Хотя в турецко-азербайджанской декларации отдельным пунктом отмечается, что этот документ не направлен против третьей стороны, тем не менее, все его содержание нацелено против армянского народа. Она четко указывает на союз осуществивших 44-дневную агрессию против Республики Арцах двух государств, который направлен против самоопределения народа Арцаха, территориальной целостности Республики Армения и прав пережившего геноцид и рассеянного по всему миру армянского народа.
Нашедшее место в декларации выражение «Зангезурский коридор», свидетельствует о том, что воодушевившись безнаказанностью совместной агрессии и массовых преступлений против народа Арцаха, Турция и Азербайджан достигают публичных договоренностей против суверенитета и территориальной целостности Республики Армения. Столь же тревожна договоренность двух государств бороться с международным признанием Геноцида армян.
Эти договоренности полностью противоречат основным нормам международного права. В данном случае следует упомянуть тот факт, что согласно международному праву, и в частности, Венской конвенции 1969 года о праве международных договоров, все международные договоры, противоречащие императивным нормам международного права, недействительны и не могут иметь какой-либо международной легитимности.
Примечательно, что в основе данной декларации лежит не Устав ООН или принцип всеобщей неделимой безопасности ОБСЕ, а подход «племенной безопасности», который продвигается под принципом объединения «тюркского мира».
В контексте подобной армянофобии, предложения президента Турции, озвученные в парламенте Азербайджана, по созданию платформы регионального сотрудничества, лицемерны и имеют дезориентирующий характер.
Публичные договоренности президентов Турции и Азербайджана содержат не только геноцидальные угрозы в отношении армянского народа в регионе, но и являются серьезным вызовом всем странам, заинтересованным в региональном и международном мире и безопасности, что подчеркивает необходимость тесного сотрудничества всех указанных стран.
Результаты, достигнутые агрессией и применением силы против народа Арцаха, не могут стать основой для длительного мира, так же, как и различные надуманные турецко-азербайджанские инициативы в Шуши не могут отчуждать этот армянский культурный центр от Арцаха и армянского народа”.