На заседании Совета Центробанка, состоявшемся 15-го июня, было принято решение повысить ставку рефинансирования на 0,5 процентных пункта, установив ее на уровне 6,5%. За последние полтора месяца это уже второе повышение подряд. Так, 4 мая 2021 года ЦБ поднял ставку на те же 0,5 процентных пункта – до 6%. И уже тогда многие аналитики предрекли дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики со стороны регулятора. Что, собственно, и произошло на днях.
В самом Центробанке повышение ключевой ставки мотивируют восстановлением экономики. Нынешние тенденции настолько впечатлили аналитиков ЦБ, что они даже пересмотрели свой предыдущий прогноз по экономическому росту в стране, заметно его улучшив. Теперь, согласно новому прогнозу, показатель экономического роста Армении по итогам 2021 года составит 4,6%.
«По последним данным, это самый вероятный показатель экономического роста на данный момент», — уверенно заявил председатель Центробанка Мартын Галстян в ходе своей пресс-конференции, приуроченной к повышению ставки рефинансирования.
В основе улучшенного прогноза ЦБ оказался сразу целый спектр отраслей местной экономики. В лидеры выбилась сфера услуг, где прогноз пересмотрен с 1,2% до 6,2% по итогам текущего года. В этом сегменте Центробанк видит определенную активизацию, в том числе и в сфере туризма. Ну, и заодно, пояснил глава финансового ведомства, получает внешние импульсы, что год будет более положительным, чем прогнозировалось ранее.
«Что касается компонентов, то есть положительные изменения частного потребления. Хотя частные инвестиции продолжают оставаться слабыми», — уточнил он.
Далее следует промсектор с пересмотренным показателем с 0,7% до 4%. Как поясняют в ЦБ, в основном это обусловлено ростом цен на товарно-сырьевые товары, а также высокими показателями добычи и экспорта. Что касается сферы строительства, то ранее ЦБ ожидал здесь рост в 3,7%, а сейчас прогнозируется почти нулевой показатель. В сторону снижения пошли и показатели в сфере сельского хозяйства, где в предыдущем прогнозе ожидали 2,7%, а сейчас чуть меньше — 2,3%.
Фактически, именно благодаря более позитивным, чем ожидалось, изменениям в сферах промышленности и услуг сегодня можно рассчитывать на гораздо более быстрое восстановление экономического роста в Армении. При этом, как указал председатель ЦБ,
валовой спрос также восстанавливается быстрее, чем ожидалось. В этом направлении восстановление в основном обусловлено быстрым ростом мирового спроса, увеличением денежных переводов, высокими темпами роста частного потребления. Но активность частных инвестиций все еще остается слабой.
Впрочем, позитив в экономическом прогнозе ЦБ относительного роста экономики Армении основан на базовом сценарии, который сводится к тому, что внеочередные парламентские выборы у нас в стране пройдут спокойно и без инцидентов, не оказав негативного воздействия на экономику. Коснулся г-н Галстян и влияния вакцинации на экономический рост, отметив, что – да, процесс проводится, но необходима его активизация. Потому что те страны, которые получат коллективный иммунитет, смогут, по мнению главы ЦБ, выиграть и в экономическом плане.
Вернемся, однако, к ставке рефинансирования. В Центробанке, судя по всему, решили, что при растущей экономике неизбежен рост инфляции. И повышая в очередной раз ключевую ставку, пытаются тем самым сбить инфляцию. Иначе говоря, регулятор повышает стоимость денег через повышение ключевой ставки, поскольку мягкая денежно-кредитная политика (то есть наличие дешевых денег в экономике) явно не будет способствовать снижению цен.
Тем более, как указывает председатель ЦБ, быстрый рост мирового спроса и ограниченные возможности предложения на некоторых товарных рынках сохраняют высокую инфляционную среду на международных сырьевых и продовольственных рынках. А в странах-партнерах из-за факторов спроса и предложения прогнозируются более высокие уровни инфляции, чем ранее оценивались. В сложившейся ситуации Совет ЦБ, естественно, ожидает значительного инфляционного влияния из внешнего сектора на отечественную экономику.
Внутри Армении также ожидается увеличение инфляционных ожиданий у общества, связанных с наметившимся высоким ростом потребления, который способствует более позитивному, чем ожидалось, развитию кредитования. И заодно расходованию накопленных населением сбережений. С учетом всех этих факторов, как из внешней среды, так и внутри страны, Совет ЦБ и принял решение повысить ставку рефинансирования на 0,5 процентных пункта, рассматривая также возможное ужесточение денежно-кредитных условий.
При таком раскладе, как прогнозируют в ЦБ, годовая инфляция в краткосрочной перспективе сохранится на высоком уровне, а затем постепенно снизится, стабилизируясь вблизи целевого порога в 4%. Совет ЦБ считает, что риски отклонения инфляции от среднесрочного курса, прогнозируемого в условиях сохраняющейся неопределенности по части экономических перспектив, сбалансированы. И в случае их проявления регулятор готов должным образом среагировать с целью обеспечения стабильности цен.
Однако, как полагает экономист Ашот Тавадян, денежно-кредитную политику как составную часть экономической политики следует осуществлять системно и скоординированно. Проблема не в том, чтобы всеми способами обеспечить наиболее возможную низкую инфляцию, а в том, чтобы иметь инфляцию, соответствующую реальности, которая в наибольшей степени способствует росту экономики, экспорта и вместе с тем позитивно воздействует на уровень монетизации, приближая к ее порогу чувствительности.
Именно соответствующая реальному состоянию экономики инфляция, по мнению экономиста, позволит поэтапно еще более снизить инфляцию. А главное, обеспечить ее долгосрочную стабильность. Высокая же реальная процентная ставка, продолжил он, — это мотив организации, стремящейся к получению наибольшей прибыли, и, конечно же, не может быть мотивацией для центральных банков. Страна при этом лишается высоких темпов развития экономики, если оплачивает высокую цену за предельно низкую инфляцию. Как показывает практика, в этих условиях, с точки зрения инвестиций, экспорта, международных резервов, для развития экономики создается неблагоприятная ситуация.
Ведь, решая только задачу инфляции, мы не будем способствовать росту экономики и экспорта, особенно выходу местных производителей на внешние рынки. Иначе говоря, пояснил эксперт, явно предпочтительнее не внесистемная политика стабильности цен, а денежно-кредитная политика, стимулирующая экономический рост и обеспечивающая финансовую стабильность. Согласованная при этом с налогово-бюджетной политикой. Естественно, Центробанк при осуществлении своей деятельности независим. Но очевидно, что проводимая им денежно-кредитная политика находится в единой системе экономической политики страны.
Статья опубликована 17 июня, 2021 09:41
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…