От ипотеки до свободных экономических зон в приграничных селах
Конфликтная ситуация вокруг Украины сказалась не только в политической и военно-политической сфере, но, как и предполагали многие эксперты, масштабно перекинулась в экономическую сферу. По вполне понятным причинам, объявленные против России секторальные санкции не прошли и далее не пройдут для экономики Армении бесследно. С одной стороны, по прогнозам аналитиков, возможно сокращение объемов частных трансфертов. А с другой — появится шанс для армянских производителей занять позиции в освободившейся нише, особенно в плане поставок сельскохозяйственной продукции на обширный российский рынок.
Официальная статистика по поводу уровня экспорта армянских товаров в Россию на сегодня довольно неутешительна. Так, по данным Национальной статистической службы, объем внешнеторгового оборота Армении с Россией за первое полугодие 2014 года составил 596 млн долларов. Эта цифра меньше аналогичного прошлогоднего показателя на 0,5%: пусть ненамного, но все же. При этом доля внешнеторгового оборота Армении с Россией за отчетный период от совокупного внешнеторгового оборота страны составляет 21,9%. Экспорт Армении в Россию за январь-июнь составил около 133,9 млн долларов снизившись на 6,4%, а импорт в Армению из РФ продемонстрировал рост на 1,4%, достигнув отметки в 462 млн долларов.
Но, если вспомнить, что кризис, как полагают китайцы, это не только опасность, но и время благоприятных возможностей, то самый главный вопрос для армянских предпринимателей: как не упустить эти самые возможности, появившиеся сейчас на российском рынке? Об этом и других не менее актуальных для армянского бизнес-сообщества темах наша беседа с председателем Союза промышленников и предпринимателей Армении (СППА) Арсеном Казаряном.
— Г-н Казарян, не так давно, в 2007-2008 году на том же российском рынке открылась огромная ниша для наших производителей вина и минеральных вод в связи с запретом российской стороной аналогичных товаров грузинского производства. Напоминать о том, что мы так и не сумели оперативно отреагировать и увеличить свою долю на этом рынке, особенно по части вина, думаю, не стоит. Как Вы думаете, что нужно сделать, чтобы не повторять былых ошибок?
— Абсолютно естественно, что подобные вопросы в обществе сейчас возникают. Да, несколько лет назад, когда российский рынок оказался закрытым для грузинских вин, минеральных вод и даже сельскохозяйственной продукции, многим казалось, что вот открылась ниша, и мы войдем туда. Теперь под запретом оказались украинские товары, и снова высвободилось огромное пространство. На самом деле, эти возможности для нас перманентно открываются на российском рынке, но проблемы местных экспортеров лежат в иной плоскости. Мы сегодня не производим в том количестве, чтобы еще думать, как занять позиции конкурентов. Вот когда начнем экспортировать раз в десять больше нынешних объемов, то тогда стоит задаться вопросом, как не упустить новые возможности. Скажу больше, российский рынок настолько безграничен, что ты в любом случае можешь найти свое место там, если при должном качестве продукции сумеешь еще и обеспечить требуемые объемы, особенно по части пищевой продукции, алкогольных напитков, минеральной воды и пр.
Возьмем, к примеру, производство армянского коньяка. Ежегодно наши производители в этом сегменте (как средние, так и крупные предприятия) увеличивают объемы поставок в Россию, и у них не возникает проблем с конкуренцией, даже несмотря на увеличение транспортных расходов, рост акцизного налога и т.п. Рынок поглощает буквально все. То же самое можно сказать о минеральной воде. Компания “Джермук” каждый год увеличивает на 30-40% объемы своего экспорта в Россию и дошли уже до 450 контейнеров. На днях я говорил с собственниками компании, так они сказали, что на следующий год намерены довести экспорт до 1000 контейнеров.
Одним словом, вне зависимости от конкурентов, если местные производители сумеют вести эффективный менеджмент, обеспечить производство продукции надлежащего качества и требуемых объемов, смогут найти нужных дистрибьюторов не только в московском регионе, но и по всей России вплоть до Владивостока, то им не придется завоевывать чью-то нишу.
— Да, но разговоры о том, что мы должны увеличивать объемы производимой продукции и повышать ее качество, перевооружать производство, улучшать менеджмент на предприятиях и т.п. — тоже имеют перманентный характер, как и открывающиеся возможности на экспортных рынках. И когда же от просто понимания ситуации мы перейдем к конкретным действиям?
— Для того, чтобы увеличить эти объемы необходимо наличие нескольких факторов, которые сейчас отсутствуют. Прежде всего, давайте не забывать, что в Армении бизнес полностью частный, и у нас нет ни одного госпредприятия. Поэтому государство со своей стороны может лишь создать благоприятное правовое поле для того, чтобы привлечь инвестиции, заключить международные договора для обеспечения льготных торговых режимов для своих производителей на основных экспортных рынках, содействовать участию местных компаний на международных выставках и т.д.
Все это вроде бы делается, потому что и правовое поле для инвестиций, в принципе, благоприятно в Армении, и льготные торговые режимы обеспечены (тот же GSP+ с европейскими странами и упрощенные схемы на территории СНГ), и политика стимулирования экспорта проводится довольно успешно. Но для ощутимых изменений необходимы кардинальные меры, которые и будут способствовать привлечению инвестиций как в плане внутренних ресурсов, так и со стороны крупных зарубежных партнеров.
Сейчас в правительстве как раз разрабатываются сразу несколько законодательных пакетов, которые в случае их принятия способны оказать существенное влияние на экономические процессы. Первый их них нацелен на стимулирование роста в строительном секторе, который в последние годы тянет вниз показатели роста армянской экономики. Можно сказать, что правительство идет сегодня на революционный шаг. Многие не верили этому, но факт есть факт: процентная ставка ипотечного кредита на первичном рынке станет для заемщика нулевой за счет понижения ставки выплачиваемого им подоходного налога. К примеру, если сегодня ипотека обходится в 12% годовых, то после законодательных изменений эта сумма будет вычтена из доходов заемщика. Фактически, банки будут получать свои проценты за счет госбюджета. Для первичного строительного рынка это станет колоссальным стимулом, который по цепной реакции приведет к процессам его восстановления и развития.
— И когда же ждать нововведений?
— Проект уже разработан, в сентябре он будет передан на экспертные обсуждения и, скорее всего, в октябре поступит на рассмотрение в НС. Но это не все. Следующий проект правительства охватывает налоговую сферу и касается выплат НДС при импорте товаров на нашей границе. По новому законопроекту бизнес будет освобожден от выплат НДС на границе сроком на два месяца, что даст возможность предпринимателям ввести товар в оборотный цикл и лишь потом осуществить свои обязательства по линии НДС.
Еще один беспрецедентный шаг, на который собирается пойти правительство, — это объявить приграничные села Армении (порядка 46) свободными экономическими зонами.
Тем самым, производства, которые будут основаны в приграничных селах, освободятся от налога на прибыль. И не важно, где предприятие намерено реализовывать свою продукцию, на внутреннем рынке или зарубежном. Главное, чтобы наладить производство в этих общинах и создать рабочие места.
Все эти шаги правительства приведут к коренным изменениям, потому что бизнес сейчас в ожидании и работает в пассивном режиме. Плюс сократились объемы инвестиций. Но если все это претворить в жизнь и резко поменять бизнес-климат, то наши циклы развития вновь возобновятся.