Выставка процесса реставрации культурных ценностей сегодня стала новым музейным трендом, позволяющим посетителю окунуться в таинственный мир реставрации. Не стала исключением и Армения, где в главном музее страны — Национальной картинной галерее, — открылась первая в своем роде временная выставка «Искусство или наука? История трех отреставрированных полотен: Башинджагян, Коджоян, Сарьян». Сейчас это единственная доступная для посещения экспозиция, поскольку Национальная картинная галерея закрыта на ремонт в связи с установкой там системы вентиляции.
На выставке представлены картины «Дорога из Ахалкалаки в Абастуман» Геворга Башинджагяна (1893 г.), «В давнем прошлом» (1957 г.) Акопа Коджояна и «Дзорагес» (1929 г.) Мартироса Сарьяна, а также в виде «бонуса» — «Чумаки.Обозы» (1857 г.) Ивана Айвазовского.
Данная экспозиция — это не просто демонстрация спасенных полотен трех великих мастеров армянского изобразительного искусства ХХ века, но и очень подробное ознакомление посетителей с историей картин, архивными материалами и собственно процессом реставрации: в виде стендов с фотографиями (картин до и после восстановления, их повреждений, отдельных фрагментов работ) с описанием работ, аннотациями и т.д.
В каждом из трех экспозиционных залов, выделенных под каждую картину, воссоздан и отдельный реставрационный уголок, где посетители могут получить представление о конкретных видах реставрационных работ.
В одном увидеть как восстанавливаются предметы деокративно-прикладного искусства, в другом — живописные работы, а в третьем рассмотреть под микроскопом и ультрафиолетовой лампой «рентген» картины. Каждый день в 12։00, 14։00 и 16։00 здесь с посетителями встречаются сотрудники Отдела реставрации и консервации Национальной картинной галереи, которые показывают и рассказывают секреты своего мастерства.
Как восстанавливался «Дзорагес»
Надо отметить, что все три работы дошли до музея в очень плохом состоянии и реставраторы проделали титаническую работу по их восстановлению.
Например, картина «Дзорагес» Мартироса Сарьяна, созданная в жанре индустриального пейзажа и имеющая интересную историю.
В Армению Сарьян впервые приехал в 1901 году, будучи студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества (он учился у известных русских художников Валентина Серова и Константина Коровина в 1897-1904 гг.).
Он с интересом изучает историю, культуру и быт армянского народа, что сыграло огромную роль в формировании его мировоззрения и творческого метода. В 1921 году Мартирос Сарьян переезжает в Армению на постоянное жительство и назначается директором только что созданного Государственного музея Армении.
В 1920-1930-е годы советские республики жили в духе обновленного строительства и быстрой индустриализации, что нашло отражение и в искусстве. Темы строительства фабрик, каналов и тоннелей стали приоритетными и часто встречались в творчестве Сарьяна этих лет.
В 1929 году в Лорийской области были построены село Дзорагес и гидроэлектростанция ДзораГЭС, имевшие большое значение для развития экономики Армении. В том же году Сарьян изобразил гидроэлектростанцию, которая строилась в окружении солнечных гор. Эта картина вместе с 10 работами Сарьяна была представлена на первой выставке Отдела изобразительных искусств «Общества работников изобразительного искусства», которая открылась в Ереванском государственном театре в мае 1930 года.
В беседе с «РА» художник-реставратор, сотрудник Отдела реставрации и консервации Национальной картинной галереи Армении Федор Чалахян рассказал, что полотно «Дзорагес» поступило в музей в 1979 году из Ленинаканского краеведческого музея.
«Картина состояла из двух частей, и посередине шёл шов. Сзади картины была укреплена фанера, после удаления которой выяснилось, что холст натянут на два совмещенных друг с дружкой подрамника.
Это дало нам основание думать, что возможно на плэнере, когда художник рисовал картину, у него не оказалось под рукой холста нужного размера. Зато были два одинаковых холста, которые он совместил, нарисовал картину, а потом уже, придя в мастерскую, распустил одну из сторон холстов и сшил их вместе.
Картина попала к нам в плохом состоянии: на ней были глубокие трещины, холст был деформирован, а сам шов был очень грубый и со временем нить утратила прочность и стала распадаться. Так что эти два холста могли со временем отделиться и очень навредить картине», — сообщил Федор Чалахян.
Говоря же о восстановлении полотна Сарьяна, он отметил, что применительно к этой работе очень подходит одна расхожая фраза, применяемая в медицине.
«Нет болезни, есть больной человек.Так вот тоже самое можно сказать и об этой картине. К нам поступают работы с определенными повреждениями, может быть очень схожими, но реставрируя каждое полотно нужно проявлять индивидуальный подход.
Условия хранения, сохранность каждой работы разнятся, и для эффективности нашей работы, до начала реставрационных манипуляций, нужно досконально изучить экспонат, собрать как можно больше информации об авторе, его манере письма, материалах, которые он использовал. Даже особенностях характера художника. В общем, все, что возможно. Лишней информации в этой области нет.
Реставрируя картину, мы применили метод дублировки: берется новый, прочный холст, натягивается на подрамник и на него наклеивается авторский холст. То есть вся нагрузка от натяжки и всех мехнических воздействий падает на новый холст.
Но по ходу работ мы встали перед новой задачей: чтобы осуществить хорошую дублировку, нужно было подогнать авторский хост и дублировочный так, чтобы между ними не было ни малейшего пузырька воздуха. Плюс шов создавал дополнительный объем и не позволял осуществить дублировку.
Реставраторы, работающие над картиной, решили для пущей прочности и надежности совместить холсты не методом стык в стык, а распустить кромки сшитых полотен и переплести их. Это метод широко использовался, но при реставрации гобеленов, ковров, а вот чтобы его применяли в живописи – на моей памяти такого не было. Это очень сложная работа: нужно еще не повредить грунт, красочный слой картины. Такой подход был применен впервые, и наши реставраторы успешно с этим справились.
Один из самых главных принципов нашей работы — бороться даже за мельчайшую крупинку авторского красочного слоя. Ну, а затем уже были использованы хрестоматийные методы — укрепление красочного слоя, устранение деформаций. Дальше уже было полегче. В общей сложности, над этой картиной работали где-то 11 месяцев»,- подытожил художник-реставратор.