Россия и Армения: что важно знать о прошлом двух братских народов, почему они, несмотря на территориальную удаленность, так близки друг другу? Ключ к общности русского и армянского народов и залог их многовекового геополитического сотрудничества — принадлежность к христианской цивилизации и культуре, уникальное культурное наследие. Почему в самом известном храме России – соборе Василия Блаженного — по приказу Иоанна Грозного появился придел в честь святого Григория, Просветителя Армении? Или как получилось, что комедия Грибоедова «Горе от ума» при жизни автора была поставлена только в Ереване? Об этом и многом другом в проекте «Наследие» Русского дома в Гюмри (Россотрудничество в Гюмри) рассказывает знаток русской литературы, руководитель ванадзорского филиала общественной организации «Друзья России» Гагик Амирян.
Проект стартовал 15 ноября прошлого года и завершится 15 ноября уже нынешнего года. «Наследие»- это короткие тематические видеосюжеты об истории развития российско-армянских отношений в сфере культуры, искусства на протяжении почти четырех столетий.
Ролики публикуются на официальных интернет-ресурсах Русского дома в Гюмри, местном телевидении и радио. Самый свежий видеорассказ Гагика Амиряна вышел на днях и посвящен интересной теме — перекличкам между эпосом «Давид Сасунский» и русскими былинами.
Два величественных памятника мирового эпического наследия — «Давид Сасунский» и русские былины, занимащие значительное место в истории и культуре Армении и России, по-особому преломляют мировоззрение наших народов.
Еще академик Н.Марр, изучавший древние легенды армян и русских, обратил внимание на поразительное сходство их содержания, исторической обстановки и жизни. Марр первым обстоятельно изучил эти легенды, обратив внимание на поразительное сходство их содержания, на героев-братьев, исторической обстановки, их жизни и т. д.
На основании этого и многих других фактов Марр делает важное и далеко идущее заключение о наличии контактов армян с древними славянами — русскими — еще на заре возникновения их цивилизации. «В каждом случае, — пишет он, — армяне совместно с русскими наследовали в доисторическую эпоху тот же художественный вкус».
В VII веке нашей эры, вслед за падением персидской монархии, в армянские земли вторглись арабы и Армения попала под иго арабского халифата. Народ не мирился со своим подчиненным положением и непрерывно восставал против завоевателей.
В ходе борьбы особо проявил себя регион Сасун, расположенный в труднопроходимых горах. Вокруг эпизодов борьбы Сасуна с арабами с VIII по XII века были сложены замечательные сказания, вылившиеся в эпос «Давид Сасунский», то есть Давид из Сасуна.
Армянский национальный эпос до сих пор рассказывается в селах и городах Армении, и по своему художественному совершенству является одним из луших образцов мирового культурного наследия.
Армянский эпос, как и русские былины, складывался устно и распространялся народными сказителями, постоянно пополняясь новыми песнями и сюжетами. Мне хочется вспомнить о научном подвиге, совершенном филологом Гарегином Срвандзтянцем (Ованес Санденц), который открыл, записал и опубликовал армянский народный эпос «Давид Сасунский» в 1874 году.
«Армянский эпос и русские былины, созданные практически в одно время, это отражение исторических событий, пересказанных народом, и, как следствие, претерпевших сильные изменения.
Каждый богатырь и злодей в них — это чаще всего реально существовавшая личность, чья жизнь или деятельность была взята за основу персонажа, либо собирательный и очень важный для того времени образ.
Нужно отметить, что армянские и русские эпосы насквозь проникнуты христианско-мифологическим содержанием, что свидетельствует о сильном переплетении язычества и христианства у армянского и русского народов. Чтобы быть сильными, богатыри пьют воду из новодельных или всесильных источников, и даже купаются в них.
То есть богатыри принимают истоки из матери-земли. Давид, обладающий неимоверной силой, бороздил землю громадным плугом, что напоминает соответствующую картину, связанную с русским былинным богатырем Вольгой Святославовичем.
Сын Давида — Мгер младший, — имеет сходство с другим русским богатырем — Святогором. И Мгер младший, и Святогор обладают неимоверной силой — их не держит земля: ноги уходят в землю. Читатель, хорошо знакомый с русскими сказками и былинами, найдет в армянском эпосе еще немало знакомых мотивов», — отмечает Гагик Амирян.
Кстати, есть один очень интересный факт, на который обратили внимание исследователи: в былине «Илья Муромец и Святогор», рассказывающей о встрече этих двух богатырей, есть упоминание о том, как они побратались, обменялись золотыми крестами и отправились к горе Арарат.
И поехали они да не в чисто поле,
А поехали они да по святым горам,
По святым горам да Араратскиим.
Есть версия, что Святогор был назван именно в их честь и родом с гор Араратских (то есть с Армянского нагорья), поскольку в одном из эпизодов былины Святогор везет Муромца на Святые горы и знакомит его со своим слепым отцом.
На Святую Русь же Святогор, хоть и называемый в былине русским богатырем, ездить не мог, так как «не носила его да мать сыра-земля» и ему было позволено ездить «лишь по горам да по высоким, да по щелейкам да по толстыим».
Еще одна интересная перекличка: главный антагонист армянского эпоса, могучий Мсра-Мелик пытается сдуть с места подъехавшего к нему Давида, что отсылает нас к поэме Пушкина «Руслан и Людмила», где голова брата Черномора пытается сдуть Руслана. Известно, что Пушкин, работая над этой своей сказкой, изучил и собрал обширный фольклорный материал.
В армянском эпосе и русских былинах ключевой ценностью положительных героев являются честь и сила. И хотя у армянского и русского народов христианская вера проповедует смирение и снискание духа Святого, соразмерная или даже чрезмерная сила и мужество, которыми наделены Давид и былинные русские богатыри, нужна им не для снискания славы или хвалы, а для исполнения особой миссии -освобождения своей родины, избавления от зла и приобретения достоинства. Так народная символика избыточной силы изображает как национальное воодушевление и патриотическое сопротивление завоевателю, так и удесетеряет силы народа
«В армянском эпосе нет дворцовой торжестенности: царский и княжеский этикет отсутствуют. Все свое свободное время герои эпоса (хоть и правители), но они такие же, как и все остальные жители Армении: выполняют ту работу, которую им поручают, беспрекословно подчиняются старшим как того требует патриархальная этика.
Старшие ругают их, даже наказывают, так что можно сказать, что создатели эпоса не придают особого значения царским полномочиям — для них это второстепенно. На первом плане — родина и ничего нет важнее неё. В русских былинах богатыри не являются примерными подданными князей: они выполняют их просьбы, поручения, ищут для них невест, но всегда сохранят внутреннюю независимость, достоинство.
В этом отношении особо характерны былины про Илью Муромца: в одной из них, с блеском переведенной Ованесом Туманяном, Илья жестоко наказывает князя Владимира и его дружину за неуважительное отношение к себе.
Это одна из самых характерных черт русского былинного эпоса — яркое проявление национального своеобразия эпического творчества русского народа, где опять-таки на первом месте Родина», — говорит Г.Амирян.
Национальные особенности армянского и русского народов отображаются в их устном народном творчестве, где добро должно возвышаться над злом и должно победить, где любовь к своей отчизне, готовность к пожертвованию и подвигам во имя интересов своей родины является самым высоким чувством и духовной ценностью, и где человек становится личностью, а нация — непобедимым народом.