27 апреля, в рамках XVI Международного музыкального фестиваля “Ереванские перспективы”, проходящего под патронатом Президента Армении Сержа Саргсяна, состоялся концерт всемирно известной оперной певицы, нашей соотечественницы Марии Гулегиной. В Национальном академическом театре оперы и балета им. Спендиарова, в сопровождении Государственного филармонического оркестра Армении под управлением Эдуарда Топчяна, обладательница уникального драматического сопрано (у которой, по утверждению критиков, течет “вердиевская музыка в крови”), исполнила арии из опер Верди, Пуччини и Джордано.
Мария Гулегина, несмотря на свой напряженный график, смогла уделить время и любезно ответить на вопросы “РА”.
— Г-жа Гулегина, пожалуйста, расскажите о родителях. Были ли в семье музыканты, и что предопределило вашу творческую карьеру?
— Нет, музыкантов не было, но музыку очень любили, всегда пели! Мама вообще была врач, профессор микробиолог! Но именно мама отвела в консерваторию.
— Вы когда-нибудь себе представляли, что станете оперной звездой мирового уровня? Что вам будут рукоплескать ЛаСкала, Ковент-Гарден, Метрополитен и другие лучшие сценические площадки мира? Были ли какие-то знаки “сверху”?
— Нет, конечно! Даже не мечтала!
— Что стало серьезным толчком в вашей карьере?
— Жизнь!
— Ваша любимая оперная партия? Какая из оперных героинь вам ближе всего по духу? И кого вы еще не воплотили на сцене, но хотелось бы (если этого еще не случилось)?
— Каждая роль моя любимая! Никогда не пою то, чего не хочу, и то, что мне не нравится! В каждой моей героине я могу найти что-то доброе и хорошее и жалеющее и оправдывающее ее и даже ее поступки! Очень люблю Норму, И всегда мечтала ее спеть так же, как и Травиату… И обычно, если я говорю, что я готова к какой- то роли, я ее пою. Недавно спела Эболи в Большом театре: это вообще-то партия для меццо-сопрано, но мне всегда нравилась эта роль, и если раньше я не могла себе позволить браться за низкий репертуар, будучи сопрано, то сейчас я действительно наслаждаюсь свободой и пою исключительно то, что сама хочу!
— Если не сложно, расскажите о вашей общественной деятельности. Вы, если не ошибаюсь, помогаете детям в рамках различных благотворительных проектов.
— Да, конечно, это мой долг помогать! Я рада, что организация UNICEF меня назначала послом доброй воли, я, как могу, помогаю, и хочу помогать больше!
Так же я счастлива быть почетным членом Паралимпийского комитета вместе с прекраснейшими личностями, как принцесса Маргрет и принцесса Виктория… Я поражаюсь, горжусь и восхищаюсь паралимпийцами, это чрезвычайные люди с неограниченной силой духа!
— С каким чувством вы приехали в Армению. Что для вас Армения? Что бы вам хотелось “сказать” армянской публике?
— Я приехала потому, что хотела быть здесь в эти тяжелейшие и печальнейшие дни, чтобы почтить память всех погибших, и не только в своей семье, но и всех полутора миллионов людей, которые в этом году были причислены к лику святых мучеников.
Геноцид — это и моя рана, которая никогда не заживет! Он коснулся и моей семьи. Наверное, нет армянской семьи, которая не была бы ранена этой страшной трагедией: она навсегда разделили жизнь наших семей на “до” и “после”.
Родители моих дедушки и бабушки успели убежать из Эрзерума и Вана. Молодые встретились уже в Ахалцихе и поженились. Но они ничего мне не рассказывали. Дедушка не успел, а бабушка вообще не говорила по-русски.
Вот папа рассказывал и давал читать книги об этой трагедии — “ 40 дней Муса-Дага”, “Раны Армении”.
Так что я не могла не приехать, и я очень рада, что меня пригласили спеть в святом месте. Что касается отношения публики, то это странный вопрос… Мы музыканты, артисты, мы дарим свое сердце публике. Если бы я не хотела открывать душу публике, то зачем вообще выходить? А когда открываешь душу, то, конечно, всегда бывает ответ. Люди принимают твою энергетику и отвечают благодарностью.
— О чем мечтает сегодня Мария Гулегина — женщина, которая уже покорила сердца миллионов любителей оперного искусства? Есть ли какие-то нереализованные планы или проекты?
— Конечно… Как бы это просто ни звучало: Я мечтаю о мире. О взаимопонимании! О справедливости! О том чтобы мои — наши дети росли в покое и безопасности!
Марии Гулегиной (девичья фамилия — Мейтарджян) рукоплещут лучшие оперы мира. Профессиональная карьера Марии Гулегиной началась в Национальном академическом Большом театре оперы и балета Республики Беларусь, а уже через год певица дебютировала в Ла Скала в партии Амелии (“Бал-маскарад” Дж.Верди, дирижер Джанандреа Гаваццени, в партии Ричарда — Лучано Паваротти). В театре Ла Скала Мария Гулегина приняла участие в 15 постановках (среди них — “Двое Фоскари” Дж.Верди, “Тоска” Дж.Пуччини, “Федора” У.Джордано, “Турандот” Дж.Пуччини, “Макбет” Дж.Верди, “Пиковая дама” П.Чайковского, “Манон Леско” Дж.Пуччини, “Набукко” Дж.Верди, “Сила судьбы” Дж.Верди). На сцене Ла Скала певица также дала два сольных концерта, а в 1991 и 1999гг. гастролировала в составе труппы Ла Скала в Японии. Ее сильный и завораживающий голос, теплота и актерское мастерство сделали ее везде желанным гостем. В 1991г. дебютировала в Метрополитен-опере, исполнив партию Маддалены в новой постановке оперы “Андре Шенье” У.Джордано (в заглавной партии — Лучано Паваротти). После чего выступила в этом театре более 160 раз, исполнив заглавные партии в операх “Тоска” Дж.Пуччини, “Аида” Дж.Верди, “Норма” В.Беллини, “Адриенна Лекуврер” Ф.Чилеа, “Турандот” Дж.Пуччини, партии Сантуццы (“Сельская честь” П.Масканьи), Абигайль (“Набукко” Дж.Верди), Лизы (“Пиковая дама” П.Чайковского), Долли (“Слай, или Легенда о том, как спящий проснулся” Э.Вольфа-Феррари), Джорджетты (“Плащ” Дж.Пуччини), Леди Макбет (“Макбет” Дж.Верди). В том же году дебютировала в Венской государственной опере в партии Маддалены (“Андре Шенье”). Затем исполнила в этом театре партии Лизы, Тоски, Аиды, Эльвиры (“Эрнани” Дж.Верди), Леди Макбет, Леоноры (“Трубадур” Дж.Верди) и Абигайль.
В1995 году она дебютировала на сцене Королевской оперы Ковент Гарден (заглавная партия в “Федоре” У.Джордано, в партии Графа Лориса — Пласидо Доминго). Среди партий, исполненных в Ковент Гарден, также: Тоска, Одабелла (“Аттила” Дж.Верди), Леди Макбет, Маддалена (“Андре Шенье”). В 1997г. Гулегина дебютировала в Парижской национальной опере в партии Тоски, а затем исполнила партии Леди Макбет, Абигайль и Одабеллы.
Мария Гулегина выступала с ведущими певцами (среди них — Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Лео Нуччи, Ренато Брузон, Хосе Кура и Сэмюэл Рейми), сотрудничала с такими дирижерами, как Джанандреа Гаваццени, Риккардо Мути, Джеймс Ливайн, Зубин Мета, Валерий Гергиев, Фабио Луизи и Клаудио Аббадо. Она обладательница ряда престижных наград: премии “Пуччини” как лучшая исполнительница этого автора, премия “Беллини” (2001г.), премии “Джованни Дзенателло” за выдающийся дебют в Арена ди Верона (1996г., за партию Абигайль), золотой медали Марии Замбони, золотой медали фестиваля в Осаке и др. В 2006 году была награждена орденом святой княгини Ольги III степени — высшей наградой Русской Православной церкви.
Мария Гулегина является почетным членом Международного паралимпийского комитета и послом доброй воли ЮНИСЕФ. Не так давно ей было присвоено звание Народной артистки Республики Северная Осетия-Алания.