Азербайджанские провокации на линии соприкосновения между вооруженными силами Армении и Азербайджана не прекращаются. Напротив, каждый Божий день Азербайджан, чьи войска 12 мая незаконно вторглись на территорию Армении и отказываются, несмотря на призывы международного сообщества, покидать ее, предпринимает новые провокационные действия — будь то на линии соприкосновения, будь то в политико-дипломатическом поле.
Так, ни словом не заикаясь о готовности к выводу своих войск с территории Армении, Баку заявляет, что якобы готов к началу процесса демаркации и делимитации армяно-азербайджанской границы, но при «уважительном отношении к территориальной целостности обеих стран».
В ситуации игнорирования со стороны Баку призывов международного сообщества вывести войска, а потом приступить к делимитации и демаркации, звучит это как издевка над мировыми державами и международными организациями. В то же время международными посредниками в оборот пущен термин о неких «спорных» территориях.
При этом никто не говорит о поддержке территориальной целостности и международно признанных границах Республики Армения, тогда как 30 лет подряд все исходили криком о территориальной целостности и международно-признанных границах Азербайджана. В этой связи возникает целый ряд вопросов, прояснить которые «РА» попросила военного эксперта, тюрколога Карена ОВАННИСЯНА.
— Кем и как вообще проводится процесс международного признания границ государств?
— Должен сказать, что международных границ между Республикой Армения и Азербайджанской Республикой как таковых нет. Границы, которые приняли международное сообщество, международные организации, — это были границы Советской Армении и Советского Азербайджана, которые были приблизительно делимитированы. Они и были приняты международными структурами, ими оно руководствуется.
Делимитации и демаркации — это общепринятая в мире практике, но обычно задействованные в этих процессах страны в то же время имеют свои государственные границы. Действия идут по вопросам определения, к примеру, на стороне какой из стран находится тот или иной холм.
В нашем же случае речь идет не о делимитации и демаркации, а о территориях в 3-5 км, которые перешли под контроль ВС Азербайджана. В случае 3-5 км не может идти речь о делимитации и демаркации. Если бы было 300-500 метров, это укладывалось бы в логику делимитации-демаркации.
А в нашем случае мы имеем дело с вторжением на нашу территорию ВС Азербайджана. Если двигаться по этой логике, то ВС Азербайджана могут дойти до Еревана и сказать, мол, поскольку нет никакой границы, и мы переходим к делимитации-демаркации, то мы считаем, что это Азербайджанская Республика.
— В условиях вторжения ВС Азербайджана на 3-5 км на нашу территорию какой будет исходная точка отхода сторон? Ведь международное сообщество призывает ОБЕ стороны отвести войска к занимавшимся ими позициям по положению на 11 мая. Нам-то куда отводить войска со своей территории?
— В действительности, когда в декабре прошлого года начался процесс уточнения границ посредством GPS, и азербайджанцы начали на основе этого устанавливать свои посты, тогда и мы установили некоторые посты, чтобы в ходе дальнейших процессов иметь возможность проводить определенные операции, а также решать определенные вопросы безопасности.
Азербайджанцы продвинулись по нашей территории на 3-5 км, они фактически дошли до определенных населенных пунктов Армении. Эти населенные пункты сегодня находятся в опасности. Их охраняют ВС Армении, и они не могут отойти от них.
Они должны находиться перед населенными пунктами, чтобы суметь обеспечивать их безопасность. И тут речь, я считаю, должна идти исключительно об отводе войск Азербайджана на позиции по положению на 11 мая.
— Какой в случае признания границ Армянской ССР будет судьба Арцаха?
— Если мы идем по пути делимитации-демаркации границы Армении и Азербайджана, то мы, по сути, признаем Арцах в составе Азербайджана. С одной стороны, делимитация-демаркация — это хорошо, потому что в Тавушской области азербайджанцы обязательно будут иметь проблемы, власти Азербайджана встанут перед очень большими проблемами по причине делимитации-демаркации, потому что там определенные населенные пункты, определенные дороги перейдут под контроль Армении.
В то же время это опасно, потому что получается, что мы признаем территориальную целостность этого искусственно созданного государства — Азербайджана. Поэтому мы должны поставить условия, что Республика Арцах, бывшая Нагорно-Карабахская автономная область, со своими границами должна быть вне границ Советского Азербайджана.
— Если уж в плане границ речь идет о «советском наследии», почему не вспоминают тот факт, что Арцах вышел из состава Аз.ССР в полном соответствии с законами СССР? Почему за основу берутся «советские» границы, а не, скажем, границы 1918-20гг., тем более, что Азербайджан провозгласил себя преемником Азербайджанской демократической республики, когда Арцаха в его составе не было, а предшественница ООН — Лига наций тогда не признала Азербайджан?
— Вы правы в том, что мы можем говорить не о картах 1974-75гг., а о картах 1918-20гг., когда в состав Республики Армения входил также Карс. У нас здесь налицо проблема. По неписаным законам условия диктует победившая сторона.
Но я думаю, что поражение должно быть использовано для более выгодного последующего мира, а не для будущей войны. В данном случае мы, очевидно, движемся к войне, потому что постоянные провокации азербайджанской стороны к этому ведут. И это поражение мы должны использовать для уточнения наших действий, нашей суверенности и постановки вопроса самоопределения Арцаха.
То есть, по сути, мы вернулись к 90-м годам. Тогда пытались двигаться правильными шагами. Но, к сожалению, не видно сейчас этих правильных шагов. И я не могу сказать, окружено ли наше политические руководство правильными специалистами, действительно ли оно пытается самостоятельно проводить переговоры с турками без посредничества какой-либо стороны и ведет ли такую политику… Это уже другой вопрос…