Несмотря на то беспрецедентное обстоятельство, что Азербайджан вторгся на суверенную территорию независимой Армении, и уже 19 дней удерживает важные для нашей страны стратегические высоты, убивает несущих службу наших военнослужащих, на нашей же территории захватывает в плен наших ребят, выполняющих священный долг перед Родиной — Армения готовится к назначенным на 20 июня внеочередным парламентским выборам.
Не секрет, что власти пошли на такой шаг под давлением парламентской и внепарламентской оппозиции, долгие месяцы не прекращающихся многолюдных уличных акций протеста.
После войны сложилась ситуация, при которой власти не могут четко объяснить и обосновать, почему, победившая в Первой Карабахской войне Армения потерпела поражение и мы понесли свыше пяти тысяч потерь, обвиняет в упущениях прежние власти.
Оппозиция же, естественно, винит действующие власти в поражении, беспрецедентном числе погибших и раненых, сотнях без вести пропавших и пленных (по сей день остающихся в азербайджанских тюрьмах).
Самое главное – оппозиция винит власть предержащих в нарушении территориальной целостности страны, односторонних территориальных уступках Азербайджану, в результате которых территория Республики день ото дня уменьшается, подобно шагреневой коже.
В таких беспрецедентных условиях мы идем на внеочередные выборы – в стране с парламентской системой правления кризис должен быть преодолен посредством выборов.
Ситуация беспрецедентна и в том аспекте, что за последние два-три месяца создано и зарегистрировано беспрецедентное число партий, начали подавать признаки жизни давно забытые малочисленные партии, преследующие единственную цель – участвовать в выборах.
Хотя очевидно, что основными соперниками на предстоящих выборах являются две силы: правящая партия «Гражданский договор» (в отличие от внеочередных выборов 2018 года, она идет на выборы самостоятельно, а не блоком) во главе с исполняющим обязанности премьер-министра Николом Пашиняном и, как принято во всем мире и во все времена, со всеми административными рычагами, и возглавляемый бывшим председателем Государственного комитета обороны Арцаха, первым президентом Республики Арцах, экс-премьер-министром Республики Армения, вторым Президентом РА Робертом Кочаряном блоком «Айастан».
В этот блок входят сторонники Роберта Кочаряна, АРФ Дашнакцутюн и партия «Возрождаемая Армения», в которую входят в основном сюникцы, малая родина которых ныне пребывает в напряженной пограничной ситуации.
Третье месте среди фаворитов электората занимает, пожалуй, возглавляемый экс-директором СНБ РА Артуром Ванецяном блок «Честь имею», основной костяк которого составляют сторонники Ванецяна и представители бывшей партии власти РПА.
В этот блок, помимо политических активистов, вовлечены также офицеры запаса. То же обстоятельство, что утерявшую власть Республиканскую партию Армении по-прежнему возглавляет третий Президент Армении Серж Саргсян, пополнило ряды блока приверженными своим идеям людьми.
Пыли будет много – спойлеры постараются
Через считанные часы станет известно, какие из 27 подавших заявку на участие во внеочередных парламентских выборах политических сил (4 блока и 23 партии) будут зарегистрированы Центральной избирательной комиссией РА как участники беспрецедентных выборов. Не приходится сомневаться, что число их достигнет более двух с половиной десятков.
Это также беспрецедентная для Армении ситуация. В истории независимой Армении ни одни парламентские выборы не вызывали подобного ажиотажа на политическом поле.
В названиях почти всех новозарегистрированных партий присутствует слово «Армения» с различными эпитетами, что свидетельствует либо об отсутствии воображения, либо – стремлении привлечь внимание избирателей.
Стремясь не задеть тонкие чувствительные душевные струны кого-либо, умышленно не называю достигающие порой абсурда названия партий-скороспелок в нашей трагической ситуации.
Однако факт, что даже образованный, более-менее разбирающийся в политике избиратель вряд ли разберется в такой разной, но по большому счету единственной «Армении». Стремление ввести в заблуждение очевидно.
Какую цель преследует участие малочисленных, не имеющих перспектив партий в выборах?
Первое – люди пользуются своим конституционным правом. Второе – надо же когда-либо начинать. Третье – на этот раз просто пройдут процедуру раскрутки (черт с тем, что страна находится в судьбоносном положении и надо определиться, как будем жить дальше).
Четвертое – они просто спойлеры: не имея шансов победить, оттягивают на себя часть голосов у другого кандидата, повышая тем самым шансы на победу кандидата с противоположной позицией. Проще говоря – стремятся распылить голоса электората.
Прекрасно зная наше политическое поле, имея опыт освещения всех президентских и парламентских выборов независимой Армении, автор данных строк с уверенностью может утверждать, что минимум полтора десятка (цифра условная) политических сил, подавших заявку на участие в выборах, руководствуется именно этой целью.
Политика, как известно, не руководствуется нормами нравственного этикета, так что все, что позволено законом, не предосудительно. Естественно, не с точки зрения нравственности… Но это к слову.
Вопрос в другом. Почему в предстоящих выборах участвует такое множество спойлеров, которые будут просто использованы как помеха для больших состоявшихся партий, распыляя голоса электората, ибо за мелкие, малоизвестные партии обычно голосуют члены семьи, близкие друзья, соседи лидера.
Оставив в стороне то обстоятельство, что хоть малая толика электората, осознанно или нет, вступает в игру (в конце концов, это их проблема – стать игрушкой в политических играх или остаться принципиальным гражданином), обратим внимание на другое.
Дело в том, что, согласно законодательству РА, распыленные голоса отойдут к силам, получившим парламентское представительство. Причем, блок, получивший наибольшее число голосов, получит вдвое больше «пыли», чем партия, получившая наибольшее число голосов.
Уже бытует даже «политический» термин – получившие наибольшее число «распыленных»голосов прозвали «пылесосами»…
Несправедливо, конечно, когда избиратель отдает свой голос одной силе, а в конечном итоге его получает совершенно иная сила, но вполне законно. А кто сказал, что все законы должны быть справедливыми?