Интервью с директором Национального киноцентра Армении Шушаник Мирзаханян
— Г-жа Мирзаханян, нас интересуют самые свежие новости нашего кино. Как обстоят дела на сегодняшний день?
— Сейчас у нас параллельно идет 40 проектов, находящихся на разных этапах работы. Национальный киноцентр Армении не финансирует полностью все производство картины — это осталось в прошлом.
Регламент полностью изменился и сейчас он более приближен к международным стандартам. Мы должны работать в том же ритме, как и наши зарубежные коллеги. Государство, в лице Национального киноцентра, финансирует один из этапов проекта: его развитие, производство, постпродакшн и т.д.
А остальные средства находят сами кинопроизводители — вступают в копродукцию с другими странами, компаниями, находят спонсоров. В 2018 году изменился весь регламент, процесс подачи заявок и госфинансирования, а уже в прошлом году нашей самой большой удачей стала картина Норы Мартиросян «Когда затихнет ветер» — совместное производство Армении, Франции и Бельгии.
Ее можно назвать пиком нашей удачи, так как она попала в конкурсную программу Каннского фестиваля и была представлена как армянская картина. Это первый фильм периода после обретения независимости Армении, который был показан в Каннах.
В последний раз наше кино, а точнее, советское, участвовало в этом фестивале картиной Фрунзе Довлатяна «Здравствуй, это я!». Мы очень рады этому достижению. И думаю, это должно радовать не только нас, производителей, режиссера, но и всех поклонников армянского кино, любого гражданина, так как речь идет о престиже страны.
Кстати, отмечу, что попадание фильма Норы Мартиросян в конкурсную программу Каннского фестиваля вызвало соответствующую реакцию в Азербайджане: их СМИ подняли такой крик, страшно переживали эту новость, писали протесты Каннскому фестивалю и т.д. А для нас это была настоящая победа.
И хочу подчеркнуть, что любая наша такая серьезная удача на международных киноплощадках, это удача не только нашего кино, а всей страны.
— Какие плюсы дало изменение в регламенте и общего подхода к госфинансированию кино?
— В год мы получаем порядка 115-120 заявок на финансирование, и стали больше внимания уделять нашим дебютантам-режиссерам. Это был очень важный шаг, можно сказать, настоящая революция. В новом регламенте зафиксировано, что не менее 30% госфинансирования должно предоставляться дебютантам-режиссерам.
Последние могут сделать 2 короткометражных, а потом 2 полнометражных картины. И уже в 2019 году мы сделали намного больше: 41% финансирования отдали дебютантам, а в 2020 году — уже более 50%. Пошел бум: дебютанты сами стали очень активно подавать заявки, а Киноцентр почувствовал доверие к себе со стороны начинающих режиссеров.
И огромное количество короткометражных картин вышли в производство, что, в свою очередь, привело к буму на международных фестивалях.
В 2020 году картина Александра Багдасаряна «Новогодний поросенок» была представлена на очень важном французском фестивале короткометражного кино в Клермон-Ферране ( Festival International du court metrage Clermont-Ferrand) который еще называют «Каннским фестивалем» короткого метра.
Эта картина попала в конкурсную программу: из 9 тысяч заявок были отобраны около 80, и среди них был наш фильм. Эта огромная удача — результат нашей работы, нового регламента, который мы ввели.
В этом году на тот же фестиваль попала другая короткометражка — «За порогом» нашего дебютанта Ангине Есаян. Ну, а попадание наших картин на престижный французский Международный кинофестиваль анимации в Анси (Festival international du film d’animation d’Annecy) уже стало просто закономерностью.
Не могу не упомянуть иполнометражный фильм Арама Шахбазяна «Чнчик», который наконец-то был завершен, а в прошлом году включен в конкурсную программу Пусанского международного кинофестиваля «Новые течения».
Фактически, там состоялась международная премьера картины, а в Ереване ее планируется впервые показать осенью этого года. Отмечу также, что мы видим сегодня воодушевление кинопроизводителей, и понимаем, что мы на верном пути.
Держим руку на пульсе и будем вносить и дальше изменения в регламент (если это потребуется), чтобы еще больше улучшить возможности кинопроизводителей.
Кстати, финансирование короткометражек мы серьезно увеличили — до 10 млн драмов на картину. Это немалая сумма, что тоже сыграло свою роль в активизации интереса мастеров короткого метра.
— А в этом году есть у нас киноновинки?
— Совсем недавно закончилась работа над полнометражным фильмом «Один раз в школе» Арутюна Халафяна — очень хорошая комедия, детско-юношеская, семейная картина, воспитывающая любовь к книге и чтению.
Дети, посмотревшие фильм, хотят пойти и пересмотреть его, и даже есть такие, которые решили прочесть «Дон Кихота» Сервантеса (Дон Кихот — один из персонажей картины- авт.).
Это я вам говорю со слов родителей и юных зрителей, побывавших на премьере картины. Если после фильма ребенок идет домой и берет в руки книгу, значит фильм удался.
— Вот Вы каждый год получаете более сотни заявок. Какие фильмы сегодня хотят снимать наши режиссеры, что за темы их волнуют?
— Все есть: разные темы, но превалирует тема войны…Войны много.
— Как продвигается работа по сохранению нашего кинонаследия?
— Мы отпечатали на 35 миллиметровой пленке восстановленные и оцифрованные варианты трех известных фильмов Сергея Параджанова — картины “Акоп Овнатанян” (Армения), “Киевские фрески” (Украина) и “Арабески на темы Пиросмани” (Грузия).
По одной копии каждой картины в прошлом году мы отдали на хранение в Нью-Йоркский Музей современного искусства (MoMA). Теперь нам поступило предложение от Центра Помпиду, который тоже возьмет их себе, сможет хранить и устраивать показы.
И по одной копии будет у каждой страны: Армении, Грузии и Украины. В наших планах полностью восстановить и известные армянские фильмы, но у нас нет финансирования. Все, что мы сделали, было сделано без поддержки государства.
Мы тесно сотрудничаем с английским фондом «Киноклассика», подписали контракт и для них своими силами будем делать английские субтитры к армянским картинам.
Сейчас идет работа над фильмом «Здравствуй, это я!», следующей будет картина Генриха Маляна «Пощечина» и т.д. И уже с 25 мая по 1 июня фонд «Киноклассика», совместно с Армянским киноинститутом Англии, проведет онлайн фестиваль советских фильмов «Под советским небом», в рамках которого представят наш фильм «Здравствуй, это я!».
В этом году, при поддержке ЮНЕСКО, мы также проведем форум «Анри Вернёй — 100 лет», пригласим из разных стран специалистов по оцифровке, восстановлению кино, архивистов.
Это очень важное мероприятие, в ходе которого мы будем говорить обо всех проблемах, существующих в этой сфере, сможем наладить новые связи и сотрудничество с зарубежными партнерами.
Есть у нас возможности получить хорошую технику за очень приемлемую цену для оцифровки и надлежащего хранения армянского кинонаследия. Причем, речь идет не только о картинах «Арменфильма», но и студии документальных картин, у которой есть огромная хроника — поистине летопись нашей страны, нашего народа.
К сожалению, сегодня у Киноцентра нет территории, где можно разместить эту технику и начать работать. Специалисты у нас имеются, связи тоже. Дело за малым. Всего год назад по моему настоянию в Киноцентре был создан отдел по наследию, которым руководит Виген Галстян.
Мы с ним разработали много нужных программ, но нам требуется финансирование. Например, в этом году отмечается 80-летие Рудольфа Ватиняна, и мы сделаем его фотовыставку: покажем сделанные им во время киносъемок фотографии. Эти пленки сохранились, мы их напечатаем и сделаем выставку.
Также нашли старые киноафиши, которые будем восстанавливать при поддержке реставраторов Национальной картинной галереи. Идея такая: рассматриваем это наследие как музейный экспонат.
А в целом подход Национального киноцентра такой, чтобы к кинонаследию со стороны руководящих органов сформировалось такое же отношение, как к старинным рукописям.
В 2023 году мы будем отмечать 100-летие армянского кино, и могу сказать, что кинонаследие находится в очень расстроенном состоянии. И эту ситуацию нужно менять коренным образом.