Армения и Россия — проверенные временем союзники, стратегические партнеры и твердо настроены на укрепление союзничества, стратегического партнерства двух стран, отметил Лавров.
Напомнив о приближающихся знаковых для двух стран датах — 30-летии установления дипломатических отношений и 25-летии базового договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, министр сообщил о договоренности проработать программу юбилейных мероприятий, которые «должны подчеркнуть стратегический союзнический характер наших отношений, и, надеюсь, будут позитивно восприняты нашими гражданами».
Глава МИД РФ подчеркнул важность сотрудничества в военно-технической области. «Поддержанию безопасности в Закавказье служит деятельность 102-й российской военной базы, российско-армянской объединенной группировки войск и погрануправления ФСБ в Армении», — отметил Лавров.
Только на добровольной и взаимовыгодной основе
На просьбу журналистов прокомментировать угрожающие заявления президента Азербайджана о возможности принуждения Армении к реализации т.н. «Зангезурского коридора», глава МИД России отметил, что «любые вопросы, которые могут ставиться вразрез с договоренностями лидеров России, Армении и Азербайджана, конечно же, не могут восприниматься как альтернатива тому, о чем было условлено». По его словам, на встрече с главой МИД Армении были обсуждены «все проблемы урегулирования в постконфликтный период, в т.ч. военные, военно-политические, гуманитарные и многие другие». «Что касается трехстороннего взаимодействия на уровне вице-премьеров, то этот механизм был создан по решению президентов России, Азербайджана и премьер-министра Армении по итогам их встречи в Москве 11 января, и этот механизм предусматривает договоренности, которые могут быть исключительно добровольными, на взаимовыгодной основе, и которые никоим образом не предполагают ничего, кроме дипломатического согласия и решений, которые позволят экономические связи полностью разблокировать. Любые вопросы, которые могут ставиться вразрез с этими договоренностями трех лидеров, конечно же, не могут восприниматься как альтернатива тому, о чем было условлено», — отметил Сергей Лавров.
Он призвал не политизировать процесс разблокирования коммуникаций. «Мирный процесс, который был начат 9 ноября с тем, чтобы остановить войну и перейти к миротворческой операции, перейти к разблокированию всех экономических связей в регионе, всех транспортных коммуникаций, он уже практически полгода осуществляется. Поэтому говорить о переходе к мирному процессу – немного искажение реальности», — заметил российский министр. По его словам, трехсторонняя группа занимается практическим решением тех вопросов, которые напрямую относятся к мирному процессу: «Мы, сыграв в ходе затяжных переговоров между лидерами трех стран решающую роль в том, чтобы остановить боевые действия, создать механизм верификации прекращения огня в лице миротворческого контингента, как никто заинтересованы в том, чтобы все, о чем договорились президенты России, Азербайджана и премьер-министр Армении, выполнялось на практике. И я убежден, что сопредседатели, когда они призывали к тому, чтобы все окончательно урегулировать, имели в виду то, что необходимо сделать для решения всех этих вопросов. Мы не сомневаемся нисколько, что, когда люди начнут ощущать выгоды от мирной жизни, от снятия всех рестрикций, санкций и проявлений блокады, они начнут уже по-другому относиться к вопросам, которые сейчас пытаюся некоторые наши коллеги заострять и вынести их на передний план. Не надо сейчас политизировать процесс. Он идет достаточно сложно, потому что решаются и вопросы, связанные с маршрутами соединения этого региона, вопросы, связанные с обеспечением того, что сейчас называют «связанностью региональных отношений», решаются вопросы линии соприкосновения, делимитации и демаркации границы. Это практически понятные вещи, которые необходимо решить, чтобы регион свободно вздохнул и зажил мирной жизнью».
Нагорно-карабахский конфликт остается неразрешенным
Глава МИД Армении Ара Айвазян высоко оценил призывы России к соблюдению условий договоренностей, отметив, что самым важным среди них остается вопрос возвращения удерживаемых Азербайджаном армянских пленных. Благодаря усилиям России в Армению вернулись часть пленных военнослужащих и гражданских лиц, напомнил он. Азербайджан же, даже спустя полгода после окончания войны, отказывается соблюдать условия договоренностей и возвращать всех пленных. В этом контексте армянский министр представил своему коллеге подходы международного сообщества и призывы, адресованные Азербайджану с требованиями выполнять договоренности.
Глава МИД Армении вновь констатировал, что нагорно-карабахский конфликт остается неразрешенным. «Только посредством переговоров можно установить мир на территории Южного Кавказа. В основе урегулирования конфликта должен быть вопрос статуса Арцаха в тех границах, в рамках которых самоопределился народ Арцаха», — отметил Ара Айвазян.
Он подчеркнул, что защита культурного наследия является частью мирного урегулирования, и сопредседатели МГ ОБСЕ в своем заяалении от 13 апреля также коснулись этого вопроса. Армения тесно сотрудничает с ЮНЕСКО, ожидает, что состоится визит миссии по оценке в регион, и надеется, что ЮНЕСКО приложит усилия для этого.
Айвазян напомнил, что спецдокладчики ООН в начале февраля призвали Азербайджан провести расследование обстрела храма Казанчецоц в Шуши 8 октября 2020 г и обеспечить участие представителей ААЦ в восстановлении храма. Однако Азербайджан не внял призывам ООН и более того, односторонним грубым вмешательством демонстрирует пренебрежение международными нормами. «Храм Казанчецоц в Шуши, одна из крупнейших армянских церквей, должен оставаться в подчинении ААЦ и местом религиозного поклонения», — подчеркнул глава МИД Армении. Он отметил, что гуманитарный доступ в Арцах не должен политизироваться, ведь речь идет о защите прав человека, что не должно обуславливаться вопросами статуса.
Сергей Лавров по этому поводу отметил, что Россия не снижает усилий, направленных на возвращение домой всех удерживаемых лиц, разминирование, защиту культурного и религиозного наследия, направленных на запуск работы в Нагорном Карабахе профильных международных организаций. По его словам, востребована дальнейшая деятельность сопредседателей МГОБСЕ, «прежде всего по содействию созданию атмосферы доверия».