28-летний столичный гимнаст, победитель Европейских игр 2019 года Артур Давтян, ставший на днях чемпионом Европы в упражнении на коне, в интервью корреспонденту «РА» рассказал о некоторых аспектах своей первой победы в континентальном первенстве, раскрыл пару важных деталей подготовки к предстоящей Олимпиаде и сообщил о том, чего пожелал бы самому себе на главном соревновании четырехлетия в Токио.
— Было ли у Вас предчувствие победы в упражнении на коне?
— Признаться, не думал, что стану чемпионом в этой дисциплине, хотя завоевание медали любого другого достоинства не стало бы для меня неожиданностью. Там были гимнасты, упражнения которых по сложности превосходили мое. Но в том-то и заключается особенность нашего вида спорта, что в нем решающее значение имеет не сложность упражнения, а чистота его исполнения. Впрочем, в спорте нередки случаи, когда побеждает не тот спортсмен, кто хорошо подготовился к данному соревнованию, а тот, кто удачно выступил в нем. Я достаточно хорошо выполнил свое упражнение, не упал со снаряда, не раскрыл ноги – словом, все сделал так, как следует.
— Насколько базовая сложность Вашей программы уступает упражнениям других основных фаворитов?
— По-разному. Например, упражнение занявшего на этом чемпионате второе место россиянина Никиты Нагорного сложнее моего на 0,2 балла, однако мы первенствовали с одинаковым результатом. Упражнения остальных сложнее на 0,4-0,6 балла.
— Не готовитесь ли усложнить свою программу?
— Мы уже работаем над этим. Готовлюсь внедрить еще один элемент, который значительно усложнит мое упражнение. Иначе на Олимпиаде трудно будет претендовать на высокие места. Я просто не успел подготовить данный элемент к этому чемпионату. Вообще, конь – несколько коварный снаряд. Тут важно обойтись без серьезных ошибок.
— Успеете ли освоить новый элемент, учитывая, что до начала Олимпийских игр остается чуть больше 2,5 месяцев?
— Думаю, успею, потому что мне не придется осваивать его с нуля. Нужно всего лишь гармонично вписать этот элемент в общее упражнение и безупречно выполнить все задуманное.
— А боли в спине не помешают?
— При выполнении упражнения на коне этот фактор не играет существенной роли.
— Перейдем к опорным прыжкам. На чемпионате Европы вы с 4 места пробились в финал этого упражнения, однако не смогли развить успех. Что же произошло?
— Всего лишь по завершении упражнения сделал лишний шаг, стоивший мне 0,67 баллов. Из-за этого финишировал на 6 месте. Просто, это был не мой день. Такое бывает в спорте. Самое обидное то, что прежде никогда не был в столь хорошей форме – шансы на победу были очень высоки. На тренировках абсолютно все прыжки выполнял почти идеально. Причем с каждым днем делал это все лучше и увереннее. Будем считать, что на европейском первенстве предпринял неудачную попытку. Сейчас важно поскорее забыть об этой неудаче, понять ее причину и постараться исправить огрехи, чтобы получше подготовиться к следующему соревнованию.
— Может, на Ваше выступление повлиял психологический дискомфорт, обусловленный инцидентом, произошедшим за день до этого в ходе церемонии награждения призеров упражнения на коне?
— Я даже не думал об этом. Главное, что своей акцией я напомнил миру о том, что произошло с нашим народом 106 лет назад. Откровенно говоря, после выхода на помост ты остаешься наедине с самим собой и концентрируешься на своем выступлении. В такой ситуации спортсмену может помешать разве что неожиданный выкрик с трибуны, способный отвлечь его внимание. А так, перед выступлением, даже при желании, невозможно думать о чем-то другом.
— И все же, допускали ли Вы возможность того, что вас могут лишить золотой медали только за то, что вышли на церемонию награждения с изображением незабудки на груди?
— Я не представляю – как они могли отнять у меня медаль. Я просто не отдал бы им завоеванную своими силами награду. В конце концов, не украл же я ее. В крайнем случае могли оштрафовать или дисквалифицировать, но ведь суть акции от этого не изменилась бы.
— Как Вы охарактеризуете свое нынешнее упражнение в опорных прыжках?
— Оно достаточно неплохое, поскольку позволяет претендовать на олимпийскую медаль, но в то же время нуждается в усложнении. Это позволит повысить шансы на завоевание медали, однако одновременно увеличит вероятность ошибки. И все же я однозначно усложню упражнение: желаю по-иному выполнить свои сальто. Но, если почувствую, что не готов полноценно выполнить новое упражнение, то на Олимпиаде представлю те прыжки, которыми владею наверняка. Ва-банк пойду только в том случае, если для завоевания олимпийской награды не останется иного выхода, кроме как выполнить сложный прыжок.
— Как планируете провести непосредственную подготовку к играм в Токио?
— Пока неизвестно, состоится ли очередной турнир на Кубок мира. Думаю, заключительные сборы проведем в Тбилиси, и начнем где-то за месяц до начала Олимпийских игр.
— Чего Вы пожелали бы самому себе на Олимпиаде?
— Стать чемпионом и избежать травм. Это будет моя третья Олимпиада. Исходя из накопленного опыта, постараюсь подготовиться посерьезнее, чтобы обрести большую уверенность и не напрягаясь добиться поставленной цели.