В Спортивно-концертном комплексе им. К.Демирчяна 5 мая состоится благотворительный концерт «Голоса Арцаха», в котором примет участие популярная одноименная группа.
Ансамблю «Голоса Арцаха» (Voices of Artsakh) отдано все первое отделение концерта, а во второй части на сцену поднимутся приглашенные специальные гости — известные исполнители и коллективы Давид Амалян, Шушан Петросян, Севак Ханагян, Артур Григорян, Гор Суджян, трио Микаела Восканяна, Анет Агабекян, Карен Боксян и другие. Организатором концерта выступает группа Mezzo Production.
Наш собеседник — основатель, руководитель проекта «Голоса Арцаха», Заслуженный деятель искусств Арцаха Лира Кочарян. Основная цель продвигаемого ею проекта — участие талантливых армянских детей и молодежи на лучших музыкальных площадках и конкурсах постсоветского пространства и зарубежья. Ее воспитанники часто становятся участниками, финалистами и даже лауреатами престижных международных конкурсов: «Детская Новая Волна», Детское Евровидение, «Голос. Дети» и т.д. Лиру Кубатовну вполне заслуженно называют тренером «чемпионов» — настоящих и будущих.
— Мы не просто участвовали, но и выигрывали. «Детскую Новую Волну» мы выиграли: были первые, вторые и третьи места. В 2019 году на конкурсе «Голос. Дети» тоже одержали победу — наш Миша Григорян, а в 2020 году первое место на «Детском Евровидении» взял Владимир Арзуманян. Мы также были одними из лучших на шоу Максима Галкина «Лучше всех» и т.д.
В этом году мы вновь отправили наших ребятишек на конкурс «Детская Новая волна», но произошли непредвиденные накладки. Было отправлено 5 заявок, из которых две потерялись и не дошли до оргкомитета, а трое детей вышли в полуфинал конкурса: одна девочка из Степанакерта, Мария, а также Микаэл и Вика, наши земляки из России.
Семилетний малыш Севак Долуханян, чья заявка потерялась, в будущем году вновь попробует свои силы и еще заявит о себе, я уверена. Мы еще услышим его имя. А второму несостоявшемуся участнику исполнится 18 лет, и ему надо идти в армию, так что о пении на время придется забыть.
Покажут себя со временем и трое нынешних полуфиналистов конкурса. Дети все очень интересные, одаренные, а когда это так, мы стараемся не упускать их из виду, доводить до логического конца — приводить к чему-то в карьере и определенному результату: победам в смотрах, в виде концертной деятельности, повышения профессионального уровня.
Сейчас у нас на носу проект «Голос». Конкурсы это нелегкое дело, но через конкурсы ребенок растет и этим нужно заниматься. Дети должны творить и развиваться.
— А непосредственно в Армении и Арцахе вы проводите сейчас работу, осуществляете какие-то музыкальные проекты местного значения?
— Знаете в чем дело: «крылья» у нас обломались после войны, и у многих артистов нет настроения и желания выступать. Тяжелое морально-психологическое состояние не способствует творческому и рабочему процессу. Сложно работать в этот период, тем более в Степанакерте, где и без того было мало соответствующих площадок для выступлений — от праздника к празднику, а сейчас и подавно.
Так получилось, что и праздников у нас сейчас нет. Сложно стало и подбирать репертуар: петь о трагедии не хочется, а победные песни… сами понимаете. Сложно репетировать и заставлять себя выходить на сцену. Но наши друзья, компания Mezzo Production, все-таки убедили нас участвовать в благотворительном концерте, в котором первое отделение (на час) отдано группе «Голоса Арцаха».
Повторю, очень непросто всем нашим ребятам из коллектива, но они уже готовы к концерту и мы выступим 5 мая в СКК им. К.Демирчяна. Думаю, что этот концерт нужен: те, для кого Арцах не пустые слова, смогут придти и, как говорится, «կարոտը առնել» (арм.- утолить тоску)… Постараемся выступить достойно, а потом займемся своими обычными делами: подбором репертура, конкурсами, несмотря на трудности.
— Участвуя в международных конкурсах, вам ведь постоянно приходится сталкиваться с проблемами, которые нам создают наши «соседи». Расскажите об этом.
— На конкурсах, в которых мы участвовали, при объявлении страны участника всегда с большим «трудом» произносили слово «Степанакерт». Я долгие годы добивалась, чтобы при объявлении детей говорили «Армения, Степанакерт».
В заявке на «Детскую Новую волну» в этом году я написала Нагорно-Карабахская Республика, и нашу участницу, как это ни странно, так и объявили. Мы очень удивились. Но если бы это произошло в финале, уверена, что обязательно последовала бы реакция Азербайджана.
Каждый год одно и то же. После каждого нашего выступления еще месяц оттуда идет «шлейф» всевозможных «реакций» и протестов: так было и на «Голосе», и на «Новой волне», и тем более на Евровидении.
Когда в 2017 году наш Миша Григорян ехал на «Детское Евровидение» в Тбилиси, на границе с Грузией мы вышли, чтобы сделать фото с нашими флагами. Пока от границы доехали до Тбилиси, в тамошнем штабе Евровидения уже все знали об этом: нас собрали и сделали предупреждение, что такого делать нельзя. Пригрозили даже дисквалифицировать и снять с конкурса. Все эти годы наши азербайджанские соседи очень активно и целенаправленно работали против нас, постоянно наращивая прессинг.
— Вы постоянно работаете с детьми и молодежью. Думаю, это очень важно — вернуть их в привычное русло, «растормошить», заставить вновь заниматься творчеством. Арт-терапия, так сказать.
— Безусловно. Война все перевернула… Буквально перед войной я заявила двух ребят (мальчика и девочку) на конкурс «Синяя птица». Они прошли кастинг, но уехать им, по понятным причинам, не удалось.
Также в конце сентября прошлого года наша девочка из Арцаха Ани Петросян прошла в полуфинал и поехала в Москву с родителями на «Детскую Новую Волну». Когда началась война, мы вместе все-таки приняли решение, что ребенок должен выступить. Им было очень тяжело… Девочка приняла участие, потом отец вернулся и был на постах, а ребенок уже остался в Ереване. Вот такое у нас было прошлогоднее участие в конкурсах…
Уже через месяц после войны я постаралась, чтобы ребята начали что-то делать. Даже взрослых тяжело выводить из шока, что уж говорить о детях. Но вновь повторюсь — это очень непросто. Мое поколение, видевшее первую войну, тоже немало пережило: я сама растила своих детей в это время. Но тогда был победный фон, несмотря на все трудности.
Теперь же фон иной… Но работать с детьми надо: я буду это делать, насколько мне хватит моих сил. Не хватит, продолжит наша молодежь — у нас очень хорошая команда. Считаю необходимыми и такие центры, как «ТУМО», различные кружки и секции, куда дети и молодежь могли бы приходить, заниматься любимым делом и развиваться.