О задачах спортсменов Армении на Олимпийских играх в Токио и о правительственной финансовой помощи армянскому спорту, мы побеседовали с заместителем министра образования, науки, культуры и спорта Армении Кареном Гилояном.
— Всего 3 месяца осталось до старта очередной летней олимпиады. Как намерено правительство Армении способствовать подготовке наших спортсменов?
— Государство уже поддерживает наших олимпийцев, выделяя каждому из них ежемесячное пособие в размере 1 млн драмов. На порядок меньше финансируются атлеты, реально претендующие на завоевание олимпийской путевки, но пока не добившиеся этой цели.
Определенную сумму получают также их личные тренеры и наставники сборных команд. Так будет продолжаться до конца мая, а после этого бенефициарами данной программы будут только спортсмены, имеющие олимпийский рейтинг, и, конечно, их тренеры.
А уже после олимпийских игр мы намерены разработать новый порядок финансирования, который позволит спортсменам и их наставникам иметь меньше забот и больше сосредоточиться на тренировках.
— Кстати, о порядке финансирования. Долгие годы схема государственной поддержки национальных федераций и других спортивных организаций подвергалась критике со стороны разных структур. Одни спортивные организации считали, что с ними обходятся несправедливо, выделяя им до смешного мало денег, а другие — наоборот, что им стоит накинуть еще пару сотен миллионов драмов. Ожидаются ли изменения в государственной системе распределения средств в сфере спорта?
— Сейчас наши специалисты и эксперты разрабатывают новую программу поддержки спортивных организаций, поэтому я пока воздержусь от детального ответа на ваш вопрос. Однако мы должны понять, что в любом случае наше государство не в состоянии полностью удовлетворить финансовые запросы наших федераций. Такая практика не принята даже в самых богатых странах.
Да, государство должно в меру своих возможностей и в рамках разумной целесообразности поддерживать спорт, но и руководители спортивных общественных организаций должны иметь программу развития и обеспечивать финансовые инвестиции. А знаете ли, что сегодня в Армении нет ни одной федерации, имеющей титульного спонсора?
Я понимаю, что в нашей стране для этого нет предпосылок, платформы. Таковой станет круглосуточный спортивный канал, который предоставит руководителям федераций возможность самостоятельно зарабатывать. Если и после этого они не справятся с данной задачей, то это будет означать только одно – эти люди не умеют работать.
Тогда пусть сами делают выводы, подумают о поиске новых руководителей, способных развивать данные виды спорта. Федерации ведь существуют не только для того, чтобы получать деньги от государства и тратить их – они тоже должны проявлять инициативу.
— И все же намечается ли увеличить финансирование федераций, получающих из госбюджета незначительные средства?
— В этом году, наоборот, по понятным причинам государственное субсидирование спорта несколько сокращено. Однако со следующего года планируется восстановить объем прежнего финансирования. В 2022 году будет реализована также большая программа по приобретению спортивного инвентаря на сумму в почти 500 млн драмов. А дальше внедрим порядок, призванный стимулировать самостоятельную работу федераций.
— Каким вам видится будущее игровых видов спорта, которые традиционно считаются наиболее затратными?
— Понятно, что в нынешней ситуации республиканские федерации не могут в одиночку справиться с развитием этих видов спорта. Мы попробуем поддержать их по мере возможностей. У меня серьезные ожидания, особенно, от мужской и женской сборных по баскетболу.
Кстати, сейчас мы ведем переговоры с Федерацией баскетбола Армении на предмет возможного финансирования главных команд нашей страны. Все зависит от того, хватит ли у нас средств для этого. Матчи чемпионата национальной Лиги «А» и Евразийской лиги показывают, что у нас есть неплохой потенциал в этом виде спорта.
То же самое касается пляжного волейбола и волейбола на снегу. А вот в классическом волейболе нам пока трудно рассчитывать на успех. Поймите, государство не умывает руки и сделает все возможное.
Недавно мы выделили немалую сумму аванской спортшколе по игровым видам спорта на проведение соревнований. А с улучшением финансового состояния государства, естественно, увеличится и поддержка спорта.
— В этом контексте видимо бессмысленно спрашивать о судьбе находящегося в центре столицы бывшего спорткомплекса «Спартак», который с годами все больше напоминает древние руины.
— Этот стадион вместе со смежными сооружениями находится в ведении спортобщества «Айастан» – общественной организации, финансируемой государством. Но у нее есть свой попечительский совет, который самостоятельно реализует управление этой организацией. В данный момент у них нет средств на восстановление стадиона.
Я беседовал с руководством «Айастан»-а и, насколько понял, они готовы к обсуждению разных проектов, но пока получали только бизнес предложения, которые неприемлемы для них.
— Может, стоит национализировать этот спорткомплекс?
— Сейчас не вижу в этом необходимости, но, если ситуация продолжит оставаться неизменной еще несколько лет, то, возможно, придется подумать над тем, как найти средства на реконструкцию, чтобы спасти стадион от окончательного разрушения.
Сегодня наша страна действительно переживает тяжелые дни, но даже в этих условиях при желании можно многое сделать по собственной инициативе.
К примеру в конце прошлого года я предпринял и реализовал программу по реконструкции спортшколы в Арцахе – в Мартакерте. Проект был реализован при поддержке моих друзей, подаривших спортшколе также микроавтобус и экипировку. Кстати, недавно команда этой спортшколы участвовала в юношеском чемпионате Армении по вольной борьбе и дала призеров.
Планируем по той же схеме, без привлечения госсредств, открыть еще три спортшколы в Степанакерте. По моей просьбе президент Арцаха безвозмездно выделил министерству спорта НКР землю под строительство. Мы же обеспечим их необходимым инвентарем. Там будут культивироваться три вида спорта: стрельба, борьба и смешанные единоборства.
— Вы отметили, что государство выделит национальным федерациям 40 млн драмов на закупку пищевых добавок для спортсменов. Нет ли здесь коррупционных рисков? И как будет контролироваться процесс?
— Закупка будет производиться по тендерам. Если коррупционные риски и возможны, то этим должны заняться соответствующие контролирующие службы и правоохранительные органы. Могу сказать, что федерации отсчитываются за каждый потраченный ими государственный драм. Эта сумма не может быть потрачена на иные цели.
— В этом году министерство привлекло к работе со спортсменами психологов. С кем именно они работают и насколько эффективна данная программа?
— Мы впервые в истории реализуем такой проект, который назвали «Психологическая помощь олимпийцам». Это означает, что в проект включены спортсмены, уже оформившие участие в Олимпийских играх и те атлеты, которые близки к заветной цели. С радостью могу отметить, что почти все ребята считают это своевременным и полезным. Причем психологи в онлайн режиме будут работать со спортсменами и в ходе Олимпийских игр.
К сожалению, из-за множества проблем они не могут поехать в Японию. Мы привлекли к участию в проекте трех специалистов и обеспечили им необходимое финансирование. По завершении программы оценим ее эффективность. Если она окажется высока – продолжим сотрудничество.
— Как вы считаете, примерно на сколько наград может рассчитывать Армения на олимпиаде в Токио и какой именно результат будет считаться удовлетворительным?
— Сколько бы мы ни говорили о непредсказуемости спорта, конечно же, проводим предварительный анализ, позволяющий определить примерные шансы наших спортсменов. Сегодня у нас есть атлеты мирового уровня: Артур Алексанян, Симон Мартиросян, Вазген Теванян, Арсен Арутюнян, Артур Давтян, Оганес Бачков, Карапет Чалян, которые являются фаворитами предстоящих Олимпийских игр. Ожидания от них самые высокие и я надеюсь, что все они справятся со своей задачей.