Десять лет назад на Генеральной конференции ЮНЕСКО 30 апреля было провозглашено Международным днем джаза, и с тех пор этот музыкальный праздник традиционно отмечают в Армении.
В Армении к джазу особое отношение: джаз в нашей стране любят, играют давно, причем даже с тех времен, когда за увлечение «буржуазной музыкой» по голове не гладили. «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст»- эту фразу советских времен помнят многие. Но эпоха гонений канула в лету, а джазовая музыка выиграла схватку со временем, и как утверждает музыковед Фабиан Холт, сейчас она «приблизилась к сфере высокого искусства, сохранив свою противоречивую тождественность как популярной, так и академической музыке».
Международный день джаза в Армении стали отмечать сразу же после его учреждения в 2011 году. В Ереване на Каскаде ежегодно организуют большой концерт под открытым небом, для участия в котором приглашают именитых армянских и зарубежных джазовых музыкантов. В этом году международному празднику исполняется 10 лет. О том, как это было и как собираются отмечать юбилей в этом году, в беседе с корреспондентом «РА» рассказал председатель Армянской ассоциации джаза Камо Мовсесян.
— Все началось в ноябре 2011 года, когда по предложению американского джазового пианиста и композитора Херби Хэнкока ЮНЕСКО 30 апреля объявил Международным днем джаза. Я тогда занимал должность начальника управления культуры, по вопросам молодежи и туризма мэрии Еревана. К джазу так или иначе имел отношение: люблю эту музыку, у меня много друзей среди джазменов (Левон Малхасян, Армен Уснунц, Ваагн Айрапетян и многие другие), и очень воодушевился этой новостью. Родилась идея официально отмечать этот день и в Ереване, и с 2012 года этот день вошел в перечень мероприятий, проводимых при поддержке мэрии столицы. Мы решили проводить этот день в парке у Каскада и год от года наша деятельность становилась все активнее. Нашу активность заметили и в офисе Международного дня джаза в ЮНЕСКО, откуда к нам пришли благодарственные письма. В том числе и лично от Херби Хэнкока, в которых отмечался наш успешный пример, в частности выход празднования за пределы Еревана – в Гюмри (где в этот день даже в двориках и музеях играли джаз), концерты многих известных музыкантов.
— Напомните нашим читателям хотя бы о нескольких именитых гостях.
— Например, в первый год нашими гостями были известные в Македонии и во всем мире джазмены – братья Гаро и Диран Тавиджяны и их друг, басист Горан Гешовский. Братья, несмотря на свои армянские корни, никогда не бывали на родине, не соприкасались с армянской культурой. Первый приезд их так воодушевил, что они решили сделать джазовые обработки Комитаса. Кстати, что интересно, именно Комитас очень популярен у зарубежных джазменов, в особенности, среди тех, кто впервые знакомится с армянской музыкой. Братья Тавиджяны провели великолепный концерт, уезжали под большим впечатлением и даже отказались от своего гонорара – посчитали, что не имеют права брать вознаграждение со своей исторической родины.
Этот наш первый и успешный опыт был очень вдохновляющим, и мы решили пригласить мировую знаменитость, бас-гитариста, вокалиста Ришара Бона. После долгих переговоров он приехал к нам на Международный джазовый фестиваль «Ереван джаз-фест 2015». Музыкант плохо представлял себе, что такое Армения, но познакомившись со страной, ее достопримечательностями (Гарни, Гегардом, Севаном), на одной из встреч с нами сказал, что не представлял себе, что такая маленькая страна, с небольшим населением может иметь такую богатую культуру. И стал перечислять наших знаменитых композиторов и музыкантов: Комитас, Хачатурян, Мирзоян…
Спустя время только я узнал, что Ришар Бона эрудированный, образованный человек, с богатым внутренним миром: знает несколько языков (в том числе японский), преподает в Нью-Йоркском университете (принципиально читает лекции бесплатно). Он стал для нас настоящим открытием как человек. Ему так понравилось здесь, что он вновь приехал через год для выступления на праздновании Международного дня джаза в Ереване.
Скажу сразу, что присутствие супер-звезды на этом празднике организовать очень непросто: в этот день знаменитые джаз музыканты нарасхват. К тому же Международный день джаза глобально принято праздновать в одном из городов мира: организуется большой ивент в Нью-Йорке, Новом Орлеане, было даже в Санкт-Петербурге, куда съезжаются все знаменитые джазмены и дают концерты. Это моя мечта, как председателя Армянской ассоциации джаза, и пока несбывшаяся – 30 апреля организовать такой ивент в Ереване.
Ну а самым титулованным нашим гостем был джазовый пианист и композитор Гонсало Рубалькаба – лауреат четырех «Грэмми». Он настоящий виртуоз: входит в пятерку лучших пианистов мира. Расскажу одну занимательную историю в этой связи. Гонсало должен был дать концерт в зале «Арам Хачатурян», а потом присоединиться к армянским музыкантам и джаз-бэндам на Каскаде. И вот в этот день он позволил себе то, что никогда не позволял… Он играет исключительно на инструменте Steinway – это обязательное условие, прописанное в его райдере. Понятно, что концертном зале «Арам Хачатурян» мы это условие смогли выполнить. Но тащить пианино ценой более 100 тысяч евро на Каскад для концерта на открытом воздухе, было нереально. Ну и пришлось с ним договариваться, уговаривать по-армянски, по-дружески. Мы очень боялись отказа, поскольку его выступление уже было объявлено. Но, к нашему удивлению, он согласился. Просто камень упал с нашей души…
— А как вы будете отмечать в этом году юбилейный Международный день джаза?
— На этот раз наш концерт 30 апреля пройдет в «Парке влюбленных» на Баграмяна: начало в 17.00, вход для всех свободный. Я не предполагал, что этот парк может подойти для нашего мероприятия, но побывав на месте и осмотрев территорию понял, что она просто создана для джаза. И сразу родилось название – «В Парке влюбленных- влюбленные в джаз».
Насчет формата проведения праздника хочу сохранить интригу. Скажу только, что это будет не только концерт на открытом воздухе, а праздничный день, где не будет границ, ограниченных сценой: музыканты не только будут выступать в разных частях парка, но и общаться со своими поклонниками (фотографироваться, давать автографы, отвечать на вопросы). Прямое, открытое общение тех, кто играет джаз и кто любит эту музыку.
Выступят все наши джазмены и коллективы. В том числе и самые юные, начинающие: джаз-бэнд Музыкальной школы им.Спендиарова, а также мэтры – Государственный джазовый оркестр Армении под управлением Армена Уснунца, трио Ваагна Айрапетяна и т.д.
Зарубежных гостей мы не приглашаем в этом году: из-за коронавируса… Но на будущий год, надеюсь, мы сможем организовать более масштабное мероприятие.
— Вы не боитесь критики в свой адрес: что вас будут осуждать, говорить, что сейчас не время для музыки? После ужасного горя, которое нам принесла война, отмечать день джаза?
— Нет, не боюсь, потому что уверен, что все, что я делаю в своей профессиональной карьере, я делаю хорошо и во благо. Да, для нас прошедший год был очень тяжелым. Но я убежден, что когда в нашей жизни не будет места музыке (не только джазу) и культуре в целом, вот тогда наступит крах всего. Ни коронавирус, ни война не могут привести к таким разрушениям, упадку, к которому может привести отсутствие культурной жизни. Она должна быть всегда, при любых обстоятельствах.
Знаете, в прошлом году 13 сентября мы провели очередной наш «Ереван джаз-фест»: из-за коронавируса не смогли пригласить зарубежных артистов, но собрали всех наших музыкантов, играющих в этом жанре и дали им возможность выступить. Для них это было очень важно, потому что многие из них сидели дома, были лишены возможности играть и зарабатывать на хлеб насущный.
Вплоть до того, что даже начали продавать свои инструменты. А вы знаете, что это такое? Это самое ужасное, когда музыкант идет на этот шаг… Обратились с предложением в Министерство образования, науки, культуры и спорта РА провести фестиваль в Берде. Замминистра Ара Хзмалян поддержал нашу инициативу, и мы сделали, смогли провести наш фестиваль.
В Берде есть дендропарк, до которого можно добраться с большим трудом: два километра непроходимой дороги (осилить может разве что внедорожник). Я думал, что никто не придет, что наше мероприятие сорвется. Но концерт состоялся, он длился 7 часов, и на нем присутствовало почти четыре тысячи человек – люди приехали даже из соседних районов.
Как играли музыканты, как слушала и реагировала публика – это было неописуемо. И тогда я понял, что убить любовь к культуре в нашем народе невозможно. Несмотря на дебильные сериалы и низкосортную музыку, которой нашу общественность потчуют, в нас сидит настолько сильный ген настоящей армянской культуры, который ничем не вытравишь. Разве что убив нас физически.