Впервые о компании Moeff Group мне довелось услышать около двух лет назад, в середине июля 2019 года, когда премьер-министр Никол Пашинян сделал запись на своей странице в Facebook, представив в некотором смысле свое видение экономического будущего Армении.
«Перерабатывающая промышленность, производство оборудования, Hi-Tech-промышленность, IT, туризм — вот наше будущее», — писал глава правительства, сопроводив свой пост видеоматериалом о действующей в Армении компании Moeff Group.
А далее под видеоматериалом премьер добавил: «Кстати, в компании Moeff Group есть вакантные места».
Наличие вакантных мест, причем, в немалых количествах объяснялось тем, что компания к тому моменту только-только входила в Армении в активную фазу своей деятельности, в связи с чем ей требовались квалифицированные кадры. К слову, именно вопрос с нехваткой профессиональных специалистов в стране впоследствии стал для компании «ахиллесовой пятой». Но об этом чуть позже.
Так чем же выделилась компания Moeff Group для того, чтобы стать, по сути, тем уникальным предприятием, о котором глава правительства пишет, как о будущем Армении?
История Moeff берет свое начало в далеком 1988 году в Германии, где было запущено производство труб Moeff из нержавеющей стали. В 2008 году торговая марка Moeff была зарегистрирована на территории России. Успешная реализация продукции и признание бренда привели к быстрому росту и масштабному расширению территории поставок. И уже в 2015 году было принято решение о запуске крупнейшего проекта по производству собственной антивандальной сантехники. Спустя год-полтора в Армавирской области, близ Эчмиадзина был построен и запущен новый завод, ставший практически единственным на территории ЕАЭС производителем и экспортером антивандальной сантехники из высококачественной нержавеющей стали.
Оснащенный в то время по последнему слову техники, он и сегодня за счет инновационных решений и передовых технологий уверенно держит свои позиции в списке лидеров в этом сегменте. Хотя, пандемия коронавируса и тут сделала свое «черное» дело, заметно сказавшись на деятельности предприятия и реализации планов компании на будущее.
Прорвемся…
Достаточно сказать, что еще в сентябре 2019 года Moeff Group представила правительству свой бизнес-план по расширению предприятия, согласно которому компания намеревалась инвестировать порядка 30 млн долларов в импорт сырья для производства сантехники. Планов было громадье. На территории предприятия предполагалось дать старт новому производству – Ереванскому трубопрокатному заводу. При этом в результате новых инвестиций планировалось заметно увеличить количество рабочих мест — с уже имеющихся 30-ти до 150-ти со средней зарплатой до 265 тыс. драмов.
Ожидалось, что в рамках проекта будут произведены товары на сумму примерно в 23,5 млрд драмов, из которых, как указывалось в проекте компании, продукция на сумму в 2,1 млрд. драмов будет реализовываться в Армении, остальное — в странах ЕАЭС, в частности, в России.
Исходя из этого, правительство в то время предоставило компании льготы по выплате таможенных пошлин на импорт сырья и оборудования в приоритетной для государства сфере. Однако в связи с закрытием границ из-за пандемии, а также повсеместным и резким сокращением спроса на подобную продукцию планам компании не суждено было сбыться в том временном отрезке, в котором изначально предполагалось реализовать инвестиции. Поэтому сейчас Moeff Group собирается вновь обратиться в правительство с просьбой об отсрочке выплат по предоставленным ранее льготам.
«Но мы прорвемся и очень скоро вновь продолжим то новое направление деятельности, которое изначально задумали», — заверил учредитель компании Moeff Group Артур Арутюнян. Оптимизм его, как выяснилось позже, не был беспочвенным. Ибо, не так легко напугать кризисами человека, посвятившего много лет предпринимательству и прошедшего за эти годы сквозь «огонь, воду и медные трубы».
Без коммуникаций – никак
Собираясь на встречу с главой компании Moeff Group, я, естественно, намеревалась поговорить с ним о деятельности предприятия, планах на будущее, расширении экспортных рынков и т.д. Но как только я обозначила эти темы, он как-то задумчиво посмотрел на меня и сказал:
— Вы знаете, какая у нас самая главная проблема? Логистика. «Верхний Ларс» в Грузии практически полностью закрыт. Представляете, нам понадобилось больше 27 дней, чтобы отправить груз из Армении в Россию. Это немыслимо просто, чтобы через одну небольшую щель целая страна могла бы осуществлять свои импортно-экспортные поставки, — возмущался он. А потом, после некоторой паузы добавил. — Развивать производство и экспорт в таких условиях – крайне сложная задача. Поэтому надо усиленно работать над тем, чтобы границы Армении были бы разблокированы, — высказал свое мнение г-н Арутюнян.
Проблема в том, что подобные задержки с грузом крайне негативно отражаются в работе с заказчиками, которые, естественно, выражают свое недовольство и зачастую могут просто найти иных поставщиков продукции. И чтобы не потерять их, по словам нашего собеседника, приходилось даже на самолете отправлять сантехнику, несмотря на высокие перевозочные расходы. В этом смысле – да, коммуникации играют ключевую роль, уверен предприниматель, разблокировка которых способна оказать весьма существенное влияние на экономику нашей страны в целом.
Нарастить мощности
Еще один аспект, на который обращает внимание глава компании Moeff Group, — проблема с кадрами. Открывая завод в Армении, г-н Арутюнян нанял соответствующих специалистов, в том числе управляющего и главного бухгалтера, а сам находился в это время в России для того, чтобы развивать необходимую инфраструктуру для дальнейших поставок производимой продукции. Но, как выяснилось потом, из-за некомпетентности того же главбуха у компании появились серьезные проблемы, в том числе и по линии переплаты налоговых выплат. Теперь вот вместе с сотрудниками Комитета по госдоходам (которые, как рассказывает предприниматель, с готовностью предложили свою помощь) пытаются все исправить.
«Но, понимаете, я как работодатель никак не защищен от подобных, мягко говоря, непрофессионалов. Мне кажется, что тут необходимы некоторые изменения в Трудовом кодексе, обязывающие сотрудников нести в том числе и финансовую ответственность, если из-за их некомпетентности компания понесла потери», — полагает г-н Арутюнян.
Сложности, конечно, есть и по многим другим направлениям производственной деятельности. Однако руководитель компании настроен решительно и планирует в ближайшей перспективе нарастить мощности предприятия, доведя объемы производимой продукции до 1000 единиц в месяц. И это только на начальном этапе, поскольку потенциал завода достигает порядка 2-3 тыс. единиц сантехники ежемесячно. Учитывая то, что продукция Moeff Group занимает сегмент дорогостоящей сантехники, речь идет о довольно существенных объемах как производства, так и экспорта.