Созданный в конце минувшего 2020 года короткометражный анимационный фильм «Сон Кафки» («Dream Of Kafka»; Original title — «Kafkayi eraz») успешно штурмует высоты авторитетных международных кинофестивалей, в том числе, включён в основную программу престижного Международного кинофестиваля анимации в Анси (Festival international du film d’animation d’Annecy ).
За свою короткую, насчитывающую всего несколько месяцев экранную жизнь фильм уже успел завоевать фестивальное признание.
Прошедший в январе 2021г. XXI Международный фестиваль франкоязычного короткометражного кино «Un poing c’est court» в городке Во-ан-Велен Лионской метрополии (Ville de Vaulx-en-Velin Métropole de Lyon) принёс ленте армянского режиссёра приз в номинации «Специальное упоминание профессионального жюри».
Участие ещё в трех форумах анимационного кино предстоит: успешно пройдены отборочные этапы, и картина включена в конкурсные программы трёх международных фестивалей. Один из них – проходящий в итальянском городе Тоскана «CyBorg Film Festival», направленный на поддержку и популяризацию творческого разнообразия аудиовизуальных языков современной кинематографии. Фестивалю 15 лет, и он проводится итальянской продюсерской ассоциацией «CyBorg Produzioni», которая видит свою миссию в поиске и продвижении инновационных средств художественного самовыражения и социального общения. Срок проведения «CyBorg Film Festival – 2021» пока не определён по причине карантинных ограничений в связи с пандемией коронавируса.
Онлайн фестиваль «T-Short Animated Film Festival»
Буквально на днях стартует другой фестиваль, в котором предстоит участвовать фильму «Сон Кафки» (Dream Of Kafka): произведение армянского режиссёра отобрано в программу экспериментального конкурса международного онлайн фестиваля «T-Short Animated Film Festival».
Проект «T-Short Animated Film Festival» — новое детище базирующегося в Риге (Латвия) независимого продюсера и организатора мероприятий Марата Барского (Marat Barsky). Нынешний фестиваль в каком-то смысле является возрождённой и видоизменённой онлайн версией Международного фестиваля анимационных фильмов «International Animated Films Festival BIMINI», который в 2002-2008 гг. ежегодно собирал в столице Латвии Риге многочисленных создателей и почитателей анимационного жанра.
Конкурсные показы «T-Short Animated Film Festival — 2021» будут проходить 7-30 апреля. Фильм Давида Бабаяна прошёл «горячий» отбор за право участвовать в фестивале: из полутора тысяч заявок на фестиваль допущено 347 анимированных короткометражки из 63 стран мира. Фестивальная конкуренция тоже ожидается непростая: в конкурсной программе «Экспериментальная анимация» фильму «Сон Кафки» (Dream Of Kafka) предстоит «сразиться» за симпатии жюри с 29 конкурентами.
Победитель фестиваля (Grand Prize) и лауреаты по четырём основным номинациям будут определяться как профессиональным жюри, так и на основании зрительского голосования. В состав профессионального жюри фестиваля входят признанные во всём мире мэтры анимационного жанра — аргентинец Хуан Пабло Зарамелла (Juan Pablo Zaramella, Argentina), латвийский режиссёр Роза Стиебра (Roze Stiebra, Latvia), специализирующийся в 2D и 3D анимации режиссёр из Великобритании Квок-Фун Лам (Kwok Fung Lam, UK).
Возглавляет жюри член Американской академии кинематографических искусств и наук (Academy of Motion Picture Arts and Sciences), профессор Токийского университета искусств (Tokyo University of the Arts) Коджи Ямамура (Koji Yamamura, Japan). Кстати, председатель жюри и сам был вдохновлён творчеством Франца Кафки. В 2007 году он создал анимационную короткометражку по мотивам рассказа Ф.Кафки «Деревенский доктор» под названием «Franz Kafka’s A Country Doctor», удостоенную многочисленных престижных премий, в том числе, Grand Prize Международного анимационного фестиваля в Оттаве (Ottawa International Animation Festival).
Festival international du film d’animation d’Annecy
Пожалуй, самой желанной ступенью в фестивальной карьере любого анимационного фильма является участие в Международном кинофестивале анимации в Анси, Франция (Festival international du film d’animation d’Annecy, France ). Кинофестиваль в Анси считается анимационными Каннами, и попасть сюда — мечта для любого мультипликатора.
Фильму Давида Бабаяна «Сон Кафки» (Dream Of Kafka; Original title: Kafkayi eraz) удалось «взять эту высоту»: он стал одним 25, отобранных в конкурсную программу фестиваля 2021 года из более чем 2700 фильмов-претендентов, представляющих почти сто стран мира.
По сути, это именно тот самый случай, когда одно только участие в фестивале можно считать, если не победой, то значимым достижением, ведь фестиваль в Анси – это не только конкурс фильмов.
Festival international du film d’animation d’Annecy – уже более шести десятилетий является своего рода «законодателем» анимационной моды. Именно здесь, в Анси, намечаются тенденции развития мира анимации, проходят апробацию инновационные технологии производства короткометражной рисованной кинопродукции. В Анси ежегодно собирается, по сути, саммит мира анимационного искусства, в рамках которого проходят конференции и семинары, налаживаются контакты между авторами, художниками продюсерами и дистрибьюторами.
В прошлом году фестивалю в Анси исполнилось 60 лет, однако по причине пандемии фестивальные мероприятия проходили в режиме онлайн и празднование юбилея отложили на нынешний 2021 год. Намечено, что Festival international du film d’animation d’Annecy – 2021 будет проходить 14-19 июня, и в настоящее время организаторы предпринимают меры, чтобы праздник, несмотря на продолжающуюся пандемию, всё-таки состоялся.
Давид Бабаян: «Всё совпало и в творческом, и в командном плане»
Снятый по мотивам дневников Франца Кафки и навеянный кафкианскими образами анимационный фильм армянского кинорежиссёра и писателя Давида Бабаяна — первый в 12-серийном проекте «Сны великих».
— Почему именно Кафка? – с этого вопроса началась наша беседа с режиссёром Давидом Бабаяном тёплым весенним вечером в одном из уютных ереванских кафе.
— Посмотрите, что творится в мире. Чем не Кафка? Такое даже в страшном сне не приснится…
Между прочим, Кафка появился не сразу, и у этого проекта сначала была совсем другая история. Мы продюсером Армине Арутюнян делали совершенно другой мультфильм в формате 3D под названием «Джаз. Дуракаваляние». В процессе работы над ним как-то ночью я проснулся и подумал: а какой сон мог увидеть Майлз Дэвис, или Герман Гессе и другие великие и известные люди. А потом пришел Кафка… Ну и решили с Армине Арутюнян снять анимационный 12-серийный цикл про сны великих писателей, философов, музыкантов.
Нам оказал поддержку Национальный киноцентр Армении, а студия нашего исполнительного продюсера Арама Вардазаряна «VardazaryanStudio» осуществила 3D анимацию. «Сон Кафки» снят студией «АртСтеп-студия». Арт-директором картины является мой родной брат Гагик (Вава) Бабаян. Я придумывал образы, а он их прорисовывал — он крутой график, сюрреалист. Мы всю жизнь работаем вместе.
Когда наши образы уже стали «одевать», моделировать в студии Арама Вардазаряна, результат превзошел наши ожидания. Арам ведь тоже любит рисовать монстров-делает это и без нас.
В качестве композитора я пригласил Андраника Берберяна. Он на сегодня лучший кинокомпозитор: у него за 9 лет — 25 фильмов! Молодой парень, но он наш будущий Ханс Циммер, Джерри Голдсмит. Андраник тоже «качественный безумец».
В фильме у нас есть ритмический кашель: мы кашляли, монтировали, а потом включили в фильм. Потом пришел Вардан Задоян со своей «ненормальностью», с которым мы вместе озвучили фильм, пели в нем. В общем, получилось: все совпало и в творческом и командном плане.
В первый раз в жизни мы сделали то, что очень хотели. Те, кто видел мульт, не верят, что его можно было снять в Армении. «Сон Кафки» — это первая часть цикла «Сны великих». Сейчас делаем вторую часть — «Сны Тертеряна».
— Тоже страшненький будет?
-Нет, он постапокалиптический. Почему выбор остановился на композиторе Авете Тертеряне? Я узнал, что в Екатеринбурге есть огромный парк его имени: то есть он почетный гражданин этого города, бывшего Свердловска. А у нас кто помнит о нем, кроме узкого круга людей и специалистов?
Человек уровня Шёнберга, Штокхаузена… Обидно…
Используем в фильме музыку Тертеряна – его симфонии №3 и №6.
Мы планировали, что все 12 фильмов будут снимать 12 разных режиссеров. Тертеряна по моему сценарию делает Арам Вардазарян.
Вот если с Кафкой получится, он выйдет на международный кинорынок, мы сможем привлечь финансирование из-за рубежа и продолжить проект. Кстати, есть одна тонкость: на международной арене успешно берут сериалы. Трудно продвигать и продавать одну работу. Сериальность рулит. Вот, даже для широкого показа представить «Сон Кафки» проблематично — минут восемь он длится… Зрители, фактически, придут в зал на несколько минут. Поэтому хотя бы нужно несколько серий — хронометраж на час с чем-то.
— Думаю, что «Сон Кафки» обязательно будет иметь успех. Если коротко о фильме — страшно и талантливо. Эти образы, метафоры, абсурдные, сюрреалистические и фантасмагорические…
— Ну, не знаю насчет успеха. У меня всегда был перпендикуляр в жизни – идти как-бы против всех. И теперь, когда пошли восторги по поводу попадания на фестиваль в Анси, я философски на это реагирую. Когда я заканчиваю работу над чем-то, считаю, что это уже не мое — «отдаю». Даже, порой, забываю, что это сделал я. Поэтому я не хотел говорить об этом, давать интервью.
— Надо говорить и рассказывать. Не так часто у нас такие успехи случаются в кино. Ты мне другое скажи. Я все думаю над мультфильмом и вашим замыслом: это сон самого Кафки, сон Йозефа К. (героя рассказа писателя) или это навеяно романом «Процесс»? А может повестью «Превращение», где главный герой превращается в насекомое? Ведь в мульте есть целый отряд страшных шагающих насекомых женского пола… Кафку и читать то трудно, свихнуться можно, а тут еще «экранизация»…
— Смотри, основа мультфильма — вольная интерпретация дневников Кафки и его философского романа «Процесс». В начале фильма есть фраза из его «Дневника»: «Жалкий я. Две дощечки привинчены к моим вискам». С этого начинается мультфильм. Потом он говорит: «Я чувствую, что тьма поднимается из пропасти и поглощает меня» — это тоже фраза из «Дневника».
Потом включили небольшой кусок из «Процесса»: мюзикловый эпизод суда, а затем снова идет дневник, где есть персонаж: кто-то поедающий время. Кафка попадает к этому некто, с каждой съеденной ложкой которого в мире умирает человек. Ну, это я сам додумал…
А в финале Кафка просыпается на жуке, то есть тема «Превращения», метаморфоза, произошедшая с Грегором Замзой, тоже обыгрывается.
Кафка не самый легкий к прочтению автор, но в своих дневниках он совершенно другой. Например, если прочитать его «Письма к Фелиции» (своей невесте), то в них он совершенно воздушный чувак, так ее любит — полная противоположность героям своих произведений.
По-моему, он становился непонятным и странным, когда писал, а в жизни — обычный клерк, любящий девушку. Хотя есть версия, что все, что он придумал в своих произведениях, с этим мы встречаемся в нашей жизни каждый день.
Как говорил Вагрич Бахчанян? «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью». Это он говорил применительно к советской эпохе, но, как показало время, сейчас все так и есть. Даже хуже. Когда мне говорят, что мы живем в эпоху «кафкианства», я отвечаю, что Кафка и мечтать не мог о таких сценариях, какие сейчас мы видим в мире.
— Наверное, Кафка опередил свое время… Заглянул в будущее…
— Безусловно. Их была целая плеяда «ненормальных» в хорошем смысле этого слова. Предвидящих. Например, «Ослепление» Элиаса Канетти (этот роман был опубликован в 1935 году), а в 1981 году получил Нобелевскую премию по литературе. Оценили спустя столько лет… Его можно считать продолжателем Кафки. Вообще вся литература 20 века зиждется на трех «китах»: Кафка, Пруст и Джойс. Для меня Кафка — уже пройденный этап, и мне легче сейчас «переварить» и сделать фильм о Кафке, чем додумывать сон Илона Маска — такую серию тоже хотим сделать.
Кафка — это еще и долг моему прошлому. Еще с тех пор, когда я начинал заниматься сюрреализмом (мы с моим другом Эдиком Акопяном сделали первую сюрреалистическую выставку в Армении — мои стихи и его работы), мне хотелось отдать должное этому писателю, но много чего приходилось делать, снимать, и руки не доходили.
Он понятен и непонятен одновременно. Думаю, многие, кто посмотрят мой мультфильм, вряд ли поймут, о чем речь. То, что писали, например, Оруэлл, Замятин, Хаксли было более политизированным и понятным, а Кафка — это из области психиатрии.
— Я бы даже сказала психоделики. И знаешь, что меня удивляет еще? Ты, человек, который снял такие замечательные клипы: на песню «Я люблю свою страну» (ее в народе называют «Кармир, капуйт, циранагуйн»), «Гутан» Инги и Ануш Аршакян, «Арарат» Арто Тунчбояджана и др. И тут этот мульт для взрослых — пугающий и завораживающий одновременно.
— Было время, был интерес делать клипы. А потом пропал, как и соответствующая музыкальная составляющая. Не интересно.