Еще в начале этого года Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), являющийся крупнейшим инвестором в экономику Армении, спрогнозировал нулевой экономический рост для нашей страны. Иными словами, ЕБРР наряду с Международным валютным фондом предсказали стагнацию для армянской экономики на уровне 0%. Эта оценка ЕБРР примечательна также и по той причине, что всего несколько месяцев назад, в сентябре 2014 года, банк прогнозировал для Армении рост в 2015 году на уровне 3,5%.
Параллельно Азиатский банк развития выступил недавно со своими оценками, заявив, что рост ВВП Армении в этом году составит 1,6%. Продолжают ухудшать свои прогнозы относительно роста отечественной экономики и многие американские рейтинговые агентства. Так, Fitch ожидает умеренную рецессию из-за ухудшения ситуации в России, а агентство Moody’s прогнозирует 2,3%-й рост армянской экономики. В свою очередь Центральный банк Армении оценивает экономический рост страны в 2015 году в пределах 0,4%-2%, снизив прогнозный показатель с прежних 3,2-3,5%.
Однако, как полагает министр экономики Карен Чшмаритян, прогнозы международных финансовых организаций относительно перспектив армянской экономики всегда бывают более низкими, чем регистрируемые в итоге экономические показатели. По его словам, подобная ситуация наблюдается, начиная с 2005 года, и каждый раз армянская экономика регистрирует показатели выше прогнозируемых.
“Так было и в 2014 году, и я надеюсь, что так будет и в 2015 году, поскольку первые два месяца, которые являются самыми тяжелыми для экономики, уже показали рост экономической активности на 2,5%, — пояснил министр, призвав при этом внимательнее присмотреться к показателям других стран региона. — Естественно, это не повод для того, чтобы расслабляться. Но, если рассмотреть данные стран региона, к примеру, показатели экономической активности, стабильности нацвалюты, внешней торговли и экономического роста, то станет более очевидным, какой серьезный объем напряженной работы в реальности проводят соответствующие ведомства Армении”.
Вместе с тем, глава Минэкономики признал, что в этом году зафиксирован спад экспорта, без учета статистики в рамках ЕАЭС, заверив, что правительство в ходе своей ежедневной работы держит на приоритете решение задач по стимулированию экспорта и привлечению инвестиций. Он проинформировал, что в программе экономического развития страны, утвержденной еще в марте 2014г., указаны возможные риски, которые под воздействием внешних факторов могут существенно влиять на запланированные показатели. В этом плане работа правительства ведется более расширенно, с вовлечением всех структур, и все инвестиционные программы по отдельности обсуждаются, и принимаются меры по изысканию финансирования этих проектов. Он также отметил важность дальнейшей работы по стимулированию предпринимательства и улучшению бизнес-среды.
“Правительство придерживается двух сценариев развития ситуации в экономике как негативного, так и оптимистичного, которые предполагают меры по активизации экспорта, росту экономической активности, сохранению стабильности курса национальной валюты. Задача в том, чтобы обеспечить возможности для роста прибылей, как следствие — повышения инвестиционной активности и внутренних капвложений. В результате мы будем иметь большую экономическую базу, более высокие доходы бюджета. Решение задачи учитывает краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную стратегии развития”, — подчеркнул г-н Чшмаритян.
Несмотря на столь веские доводы министра экономики по поводу предстоящего роста местной экономики, многие эксперты все же склонны считать, что все прогнозы международных организаций по поводу начала экономической стагнации в Армении и, возможно, даже рецессии вполне оправданы. Этому могут способствовать сокращение объемов поступающих в Армению трансфертов, резкие курсовые колебания, которые могут привести к сокращению платежного баланса и снижению объемов производства.
В числе причин, способствующих ухудшению экономической ситуации в стране, эксперты также указывают на последовательное падение мировых цен на медь, ожидаемое снижение цен на золото, сокращение спроса на продукцию перерабатывающей отрасли, а также колебание курса валюты на основных рынках потребления армянской продукции.
Вопрос в том, что две основные экспортные составляющие Армении — горнорудное сырье и продукция сельхозпереработки — имеют высокую зависимость от ситуации на внешних рынках. Так, выручка горнодобывающих предприятий существенно снизилась из-за падения мировых цен на металлы, а производители индустриально-аграрного сектора, вывозящие свою продукцию в Россию, начали терпеть колоссальные убытки по причине девальвации российского рубля, снизившей конкурентоспособность нашего экспорта. Именно обесценение рубля вкупе с кризисной ситуацией в России привели к сокращению товарооборота Армении с Россией за последние месяцы.
Однако уже сейчас местные бизнесмены говорят о предстоящем наращивании объемов, поскольку вход на рынок Евразийского экономического союза практически для всех наших предприятий открыт, особенно, если сфера деятельности связана с плодоовощной продукцией, пищевой промышленностью, что крайне востребовано на российском рынке. По прогнозам Минэкономики, уже в ближайшие месяцы динамика товарооборота Армении с той же Россией изменится в сторону роста, по крайней мере, потенциал для этого у нашей страны есть.
Что касается инвестиционной активности, о которой говорил министр экономики, то Армения действительно остается привлекательной страной для инвестиций. Прежде всего, потому что имеет более либеральное законодательство (если мы говорим об экспорте). Добавим к этому льготные торговые режимы, в том числе GSP+, что является важным фактором, который реально работает и может работать для того, чтобы Армения привлекала инвесторов.
Основная задача на сегодня — показать бизнесу те возможные ниши, в которых Армения реально имеет потенциал. К примеру, сельское хозяйство, где есть неограниченные возможности для привлечения инвестиций. И они туда идут. Достаточно сказать, что по прогнозам Минсельхоза темпы роста тепличных хозяйств у нас в стране в этом году удвоятся.
Не меньшим потенциалом обладает и рынок услуг, где Армения традиционно имела конкурентные преимущества, особенно в тех секторах, в которых задействованы интеллектуальные ресурсы. А ведь с 1 января 2015 года на территории ЕАЭС начал функционировать единый рынок услуг в 43 секторах, где национальный режим заложен как базовый. Это значит, что государство обязано принять полноценный национальный режим в отношении поставщика услуг из стран-партнеров, и никаких ограничений быть не должно. Об этом пока громко не говорится, поскольку Армении предстоит еще в ближайшие месяцы присоединиться к этому договору, чтобы стать частью единого рынка услуг. Тем самым для нас откроется огромный рынок услуг для стройработ, сферы информационных технологий и т.д.