Как его еще больше приблизить к корням, оторвать от гаджетов, смартфонов и компьютеров, открывающих окно в мир, далеко не всегда дивный, и в условиях глобализации постепенно стирающий национальную идентичность? Один из вариантов ответа есть у директора Фонда содействия культурному образованию Нелли Саргсян, вдовы нашего выдающегося актера, педагога и общественного деятеля Соса Саргсяна.
В беседе с “РА” Нелли Гургеновна представила трехлетнюю программу “Обучение изготовлению традиционных армянских инструментов”, реализуемую Фондом содействия культурному образованию при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта Армении. Программа функционирует уже второй год и направлена на приобретение знаний и навыков по изготовлению армянских народных струнных (тар, канон, кяманча, уд) и духовых (шви, дудук, зурна, сринг) инструментов.
“Участники программы — десять мальчиков разных возрастов (от 9 до 16-17 лет ). Они все участся в музыкальных школах по разным специальностям: играют на кяманче, таре, дудуке, шви и т.д. Суть программы в том, чтобы ребята овладели и определенными ремесленными навыками, и если у них что-то сломается в инструменте (какая-то деталь), они бы могли ее починить. Смогут помочь не только себе, но и своим друзьям-музыкантам. Вы не представляете себе, какая у нас проблема с мастерами народных инструментов: их можно по пальцам пересчитать. Они, конечно же, были в свое время, но многие умерли, а кто-то не подготовил себе смену или не захотел. И может так случиться, что через какое-то время у нас просто не будет специалистов, способных создать или отремонтировать народный инструмент”, — поделилась мыслями Нелли Саргсян, добавив, что эта программа очень важна, так как обеспечивает жизнеспособность одной из сфер нематериального культурного наследия (искусства создания национальных инструментов), а также передачу знаний и навыков этого искусства, прививает любовь к народным инструментам и музыке, не говоря уже об овладевании ремеслом.
По ее словам, ребята уже научились делать остов инструментов, разбираться в сортах древесины и их качественных характеристиках — как обрабатывать дерево той или иной породы, какое натуральное сырье выбирать для создания того или иного инструмента, как изготовлять специальные детали для духовых инструментов (например, съемный двойной язычок-трость, мундштук и т.д. для духовых), как работать с инструментами и т.д. А учат всем этим премудростям наших школьников опытные музыкальных дел мастера Михаил и Сергей Садоевы. Михаил специализируется на духовых инструментах, а его брат Сергей — на струнных. С детьми, разделенными на две группы, они занимаются в своей же мастерской. В одной группе по созданию инструментов обучали школьников навыкам изготовления и ремонта струнных инструментов, а также ремонта поврежденных деталей. Ну а в другой — навыкам ремонта, а также создания отдельных деталей (медиаторов, подпорок, ушек), сравнительно простых частей и остовов для таких струнных инструментов как канон, кяманча и тар.
Нелли Саргсян также рассказала предысторию программы, основу которой заложил ее коллега, методист по народным инструментам Овик Саакян. Более 10 лет назад, хорошо зная ситуацию в сфере, он предложил собрать из всех имеющихся старинных источников чертежи, рисунки, описания народных инструментов и сделать по ним новые. В этом деле ему помогли и соответствующие специлисты из Национальной академии наук РА, и вот по старинным чертежам были созданы средневековые кнар, сантур, шумовые инструменты. Потом на основе этих инструментов был создан ансамбль “Джинар”, который много выступал и гастролировал. О.Саакян сам руководил этим ансамблем, но впоследствии, по состоянию здоровья, не смог продолжать работу. Посоветовавшись с коллегой, Нелли Саргсян решила несколько изменить программу и инициировала ее в несколько ином формате — в контексте подготовки детей мастерами, у которых они должны успеть перенять мастерство и навыки.
“С прошлого года мы начали эту программу, спонсирование идет от Министерства образования, науки, культуры и спорта Армении, где были очень рады этой инициативе. Но очень помешал коронавирус: то дети не ходили, болели, то школы все закрылось, и в условиях локдауна было невозможно полноценно обеспечить процесс обучения. Но с началом нового учебного года (с сентября 2020г.) все более-менее наладилось. Хочу отметить, что братья Садоевы с большой готовностью предоставили свою мастерскую, мы, в свою очередь, приобрели немного недостающих инструментов для работы — чтобы всем ученикам хватило. Дети освоили теорию и уже перешли к практике. Уже участвуют в процессе создания инструментов. Но чтобы подготовить мастеров, нужно минимум несколько лет. В нашей группе уже выявился костяк. И если из 10 ребят нам удастся половину сделать мастерами — уже неплохо. Но для хорошего результата программа должна стать долгосрочной”, — сказала директор Фонда содействия культурному образованию. Она также добавила, что по просьбе Сергея Садоева сейчас идет поиск детей для программы — чтобы кое-кого заменить на более способных.
“Все-таки умение что-то мастерить своими руками не каждому дано. У кого-то получается, у кого-то нет. А потому я буду искать новых участников. Справлялась среди консерваторских и в музыкальных училищах. Очень много желающих участвовать в программе из регионов Армении, и сейчас я думаю над тем, как организовать и обеспечить участие в программе учащихся из областей республики. Ну, хотя бы два раза в неделю чтобы они могли приезжать, оставаться и заниматься. Особенно много желающих в отдаленных регионах: есть юноши, которые с удовольствием станут заниматься. Это ремесло (как у нас в народе говорят, “пешак”), которое сможет завтра стать источником неплохого заработка. Вот у меня сейчас зреет еще одна идея. У меня есть бывший ученик, который занимается своим бизнесом, собирается где-то в районе Аштарака открыть центр для наших солдат, ставших инвалидами в ходе войны. Планирует обеспечить их работой: основать рыбное хозяйство, мастерскую, где будут делать запчасти для инвалидных колясок и т.д. Я уже ему сказала, что если центр появится, выделить там помещение и для мастерской по созданию народных инструментов”, — подытожила Н.Саргсян.