Основной тренд, который можно наблюдать сейчас, состоит в том, что появляются новые виды и формы взаимодействия всех субъектов общества, которые меняют качественное состояние общества в целом. Цифровизация стирает границы
Мир, по сути, усложняется, констатирует зампредседателя правления Евразийского банка развития (ЕАБР) Тигран Саркисян, поясняя, что количество этих форм взаимодействия увеличивается, в чем как раз и проявляется тот главный вектор, по которому сегодня идет развитие.
Своим видением цифровой трансформации и новом государстве он рассказал в ходе состоявшейся на днях открытой лекции, посвященной, в том числе, вопросам цифрового суверенитета и цифровой повестки ЕАЭС.
“Наша задача распознать те глобальные тренды, которые формируются на наших глазах. Помимо основного тренда усложнения мира, который будет продолжающимся, второй тезис заключается в том, что скорость изменений набирает обороты, создавая одновременно серьезные проблемы для перенастройки нашего мышления, наших норм поведения, темпов жизни, обычаев. Потому что мы более инерционны в своем мышлении, в своих обычаях и образе жизни, нежели те изменения, которые сейчас происходят благодаря научно-техническому прогрессу. И адаптация к этим новым реалиям является важным навыком и средством выживания для всего человечества”, — полагает г-н Саркисян.
Следующим фактором, продолжил он, является смена базового процесса, вокруг которого обустраивается человеческая жизнь. Так, если в индустриальном обществе базовым процессом являлось производство товаров, вокруг чего и формировались все остальные инфраструктуры, то сейчас базовым процессом становится производство новых знаний. Иначе говоря, если раньше богатыми и сильными считались те государства, которые выигрывали в конкуренции по производству товаров, то благодаря протекающим сегодня изменениям сильными и современными считаются уже те страны,которые производят больше новых знаний. “И вся добавочная стоимость современной экономики аккумулируется именно в сфере новых знаний. Тот, кто придумывает что-то новое, тот и получает все сливки”, — утверждает зампред правления ЕАБР, добавляя, что мир сейчас стал более взаимосвязанным.
Эффект масштаба
Казалось бы, повсеместно страны прибегают к разного рода тактическим маневрам, применяя, к примеру, протекционизм для зашиты отечественных производителей или иные методы для того, чтобы оградить себя от рисков извне. Но несмотря на подобные действия, как считает г-н Саркисян, научно-технический прогресс изо дня в день усиливает взаимозависимость и взаимопроникновение государств.
“Никогда в истории человечества страны не были столь переплетены и столь близки друг к другу”, — утверждает он.
Именно это переплетение и приводит к тому, что новые знания и продукты, облегчающие жизнь людей и бизнеса (например, сотовые телефоны), очень быстро масштабируются по всему миру, и миллиарды людей используют их.
“Благодаря такой вот особенности современного мира, все крупнейшие транснациональные компании сегодня — это молодые корпорации, действующие в сфере новых технологий (Facebook, Google, Twitter, Microsoft и др), которые за последние 20 лет обогнали по капитализации традиционные и хорошо известные глобальные бренды. При этом они очень быстро масштабируют свои услуги по всему миру. С этой точки зрения следующий тезис заключается в том, что цифровизация является самым ярким трендом сегодняшнего дня, выступая в качестве одной из форм научно-технического прогресса”, — отметил г-н Саркисян.
Сохранить цифровой суверенитет
Движение мира к новому технологическому укладу, по его словам, носит революционный характер, поскольку затрагивает самые основы хозяйственного уклада, в котором происходит вымирание целых отраслей, появление новых и резкое сокращение транзакционных издержек в областях, прошедших оцифровку. Кроме того, за последние несколько лет движение это перешагнуло за черту, которая в начале появления цифрового тренда казалась и недоступной, и малозначимой одновременно. Речь о сфере политики и государства
“Государство и практики цифровой реальности по-настоящему столкнулись в США в 2016г. во время президентских выборов. Дональд Трамп и его команда грамотно оценили силу цифровых платформ относительно выявления, таргетирования и работы с целевыми группами, что сыграло значительную роль в победе на выборах.Уже через четыре года оппоненты Трампа и находящиеся с ними в коалиции цифровые гиганты использовали те же цифровые технологии и инструменты для подавления самого Трампа. Блокирование аккаунтов последнего стало пиковым и показательным примером вовлечения цифровых гигантов в политику и политический процесс, в сферу государства и власти. При этом транснациональные цифровые корпорации продемонстрировали силу и сплоченность, способную поменять политическую картину, расклад и логику политической культуры самой влиятельной страны, да и всего мира в целом”, — изложил свое видение ситуации г-н Саркисян, добавив, что процесс стирания границ между государством, его суверенным функционалом и цифровой реальностью начал происходить не только в США, но и в других странах.
В результате одним из самых главных вопросов для любой страны стал на сегодня вопрос цифрового суверенитета. То есть в том, насколько государство может быть самостоятельным в плане управления цифровой трансформацией и формирования новой экосистемы, которая исключает возможность внешнего воздействия на его функционирование и устойчивость.
“Ведущие государства, на самом деле, уже стоят перед выбором: либо установить контроль над цифровыми корпорациями и использовать их для достижения своих стратегических целей, либо спровоцировать конкуренцию между ними. Первое или второе необходимы для сохранения суверенитета”, — говорит зампред правления ЕАБР.
Нужно структурировать общие интересы
Вопрос в том, что политический суверенитет, по мнению г-на Саркисяна, без цифрового суверенитета обречен на провал. В этом смысле сравнительные преимущества цифровой модели ЕАЭС могут быть реализованы через управление трансформации в трех сферах — логистике, энергетике и социальных инфраструктурах.
“Но для этого, прежде всего, необходима четкая стратегия развития цифровой экономики ЕАЭС в рамках тех основных направлений, которые уже приняты. Стратегия, которая будет охватывать актуальные задачи, стоящие перед всеми государствами Союза.
Нам также надо структурировать общие интересы в сфере цифровизации в формате отдельных и самодостаточных дорожных карт по отраслям и направлениям. Энергетика, транспорт, логистика, промышленность, торговля, таможня, сельское хозяйство и т.д. Каждая такая дорожная карта будет представлять собой программу цифровизации отдельного сравнительного преимущества наших стран и нашего объединения. Такие направления, как энергетика и логистика, способны превратиться в локомотивы развития наших государств с учетом того значительного преимущества, которым мы обладаем исходя из наших географических и ресурсных потенциалов”, — отмечает он.
Далее на основе стратегии и дорожных карт необходимо разработать план глубокой и всеобъемлющей цифровизации с очевидным и суверенным переходом на новый технологический уклад. При этом план цифровой трансформации должен быть реализован проектно. По словам г-на Саркисяна, прошли времена огромных строек и освоения непроходимых географических пространств. В новой цифровой реальности основным материальным продуктом является проект — вне зависимости от его величины и количества участников. Реализация малых или больших проектов между группой стран или двумя странами будет вносить свою лепту в построение экосистемы евразийской цифровой трансформации.
“Для ЕАЭС цифровой суверенитет — это двухуровневая задача, включающая в себя повышение цифрового суверенитета всех государств-членов Союза и достижение его суверенитета путем интеграции национальных потенциалов и компетенций. По моему глубокому убеждению, другой альтернативы у нас нет. Достичь желаемой цели можно, хотя и сложно. Речь не о технологических сложностях, которые преодолимы, а о психологических. Нам нужно преодолеть восприятие нашей цифровой повестки в парадигме старого понимания интеграции. Мы должны увидеть ее в новой реальности, где все новое и совместное — шаг к процветанию и суверенитету. Современный патриотизм — в осуществлении цифрового технологического прорыва. Это наиважнейшая задача выживания и реализации суверенитета стран ЕАЭС, которую реально решить только через интеграцию”, — заключил г-н Саркисян.
Статья опубликована 12 марта, 2021 14:13
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…