Последствия применения турко-азербайджанской военной силы против Арцаха и оккупации части его территории не могут считаться урегулированием конфликта. Конечной точкой конфликта может считаться только политическое урегулирование, которое будет уважать право всех и определит окончательный статус Арцаха.Такова позиция официального Еревана, которая озвучена уже на различных международных площадках.
Этой позиции придерживается и Минская группа ОБСЕ, в заявлениях которой последних месяцев подчеркивается позиция трех великих держав — сопредседателей МГ России, США и Франции: окончательное решение придет с определением статуса Нагорного Карабаха. В противном случае — и это понимают все, — неразрешенный конфликт остается одной из ключевых региональных проблем и тщетны все усилия, нацеленные на установление мира на Южном Кавказе. Тем более, что 44-дневная кровопролитная война была спровоцирована при непосредственном участии члена НАТО Турции.
Это последнее обстоятельство должно стать предметом длительного и скрупулезного обсуждения странами — не членами этого военного альянса, ибо во второй Арцахской войне альянс доказал свою способность достигать поставленных целей посредством агрессии одной из стран-членов. А затем можно выступать с призывами к миру и дружбе — ведь кровавая бойня шла далеко за пределами их стран.
Однако вернемся к агрессии. Известно, что президент Азербайджана Ильхам Алиев отказывается выполнять обязательство по возвращению армянских военнопленных в рамках трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 года, утверждая, что Азербайджан передал Армении всех пленных, а у них остались “только преступники”.
И именно президент Азербайджана, особенно после войны, весьма интенсивно распространяет ненависть, призывает к агрессии свой народ (заметим, многонациональный, посему и взрывоопасный) в отношении армян.
Примерно то же самое, однако достаточно завуалировано, делает Турция — не поленимся повторить, член военного союза НАТО.
Оставим в стороне известную истину, что ненависть в один прекрасный день пожирает (и правильно делает) того, кто ее излучает, сосредоточимся на том, что в данный момент, когда международные организации, политические органы разных стран выступают с призывами к Азербайджану возвратить армянских военнопленных и гражданских лиц, оказавшихся в плену в ходе войны, с какими призывами выступает президент Азербайджана.
По внушению Турции (читай, НАТО) утратив чувство реальности, этот человек возомнил, что развалил экономику Армении, добавляя: “И мы с гордостью можем сказать об этом”, или “Мы сделали Армению неопределенной, нестабильной страной без будущего”. И это говорит глава государства — члена ООН, Евросовета, многих других международных организаций.
Дошло до того, что этот человек кичится тем, что “молодое поколение выросло с чувством ненависти к врагу” (враги — это мы, армяне. — Г.С.).
Все эти высокомерные, преисполненные ненависти и лишенные здравого смысла (именно для Алиева и Азербайджана) заявления фиксируются не только Арменией. Глава государства говорит языком фашизма, заявляя, что в период его президентства выросло целое поколение, преисполненное ненависти в Армении и армянам. Какая демонстрация чванливости — нашел чем гордиться в XXI веке…
Карабахская война была и остается национально-освободительной борьбой. Процесс урегулирования затянулся на десятилетия, потому что сведущие люди знали и о причинах ее возникновения.
Может, и к лучшему, что президент Азербайджана сам признался, что взращивает поколения, преисполненные ненависти к армянству. И это не впервые. Свидетельством тому — присвоение звания Национального героя Рамилю Сафарову, в 2004 году убившему в Будапеште армянского офицера ГургенаМаргаряна. Напомним: оба оказались там на курсах НАТО. И это не единственный случай. В Азербайджане всегда прославлялись, поощрялись лично президентом зверства по отношению к армянам, попавшим в плен в ходе боевых действий. Азербайджанцы сами снимают их и размещают в Интернете.
Так что президент Азербайджана сам источает ненависть. При этом утверждает, что карабахской проблемы не существует — это территория Азербайджана.
А как быть с поколениями, с детских лет впитавшими чувство ненависти к армянам? На этот вопрос ответа нет. Пока нет.