В конце прошлой недели Левон Аронян, к сожалению, подтвердил муссирующиеся с начала февраля слухи о своем переезде в США и смене спортивного гражданства. Событие, что и говорить, экстраординарное, порождающее много вопросов, пока остающихся без четких ответов. Не менее странно то обстоятельство, что ни отраслевое министерство, ни тем более Шахматная федерация Армении внешне не проявили страстного желания отговорить от столь радикального шага одного из своих немногочисленных спортсменов экстра-класса. Онидаженевыступили с официальнымикомментариями.
Вообще, складывается впечатление, что во всей этой истории тесно переплелись несколько факторов: личные амбиции, непрофессионализм отдельных чиновников из правительственных и общественных структур, неумелый менеджмент, простое человеческое стремление сменить обстановку и добиться большего в жизни и карьере, а может и что-то еще. Возможно, со временем прояснятся новые, вероятно даже сенсационные, детали мотивов Ароняна, но суть проблемы от этого не изменится. Факт в том, что мы не смогли удержать своего лучшего шахматиста.
Сам Аронян выступил в социальной сети с подробным объяснением причин своего решения. Содержание его обращения уже широко растиражировано, и все же нелишне будет представить отдельные отрывки из заявления шестого по рейтингу гроссмейстера планеты. Левон признался, что после тяжелых событий прошлого года, в том числе, пережитой личной трагедии, он встал перед выбором — бросить дело всей своей жизни или уехать туда, где его ценят. “После годичного ожидания выполнения правительством своих обещаний я понял, что вынужден принять радикальное решение и уехать из родной страны. Очевидно, что каждый год ожидания перемен — зря потраченный год моей спортивной карьеры. А я слишком высоко ценю жертвы моей семьи, особенно матери, в деле моего становления, как шахматиста, чтобы не воспользоваться своим шансом добиться максимума. Думаю, ясно, что в шахматах невозможно достичь всемирных высот без продолжительной огромной работы и целевой поддержки государства”, — отметил Аронян.
По его словам, после революции 2018 года правительство обещало продолжить действенное содействие шахматам, которое было при прежней власти, однако все ограничилось частичной поддержкой в течение года. “За это время на шахматную арену вышли новые государственные деятели, которые совершенно не разбирались в нашем виде спорта. Все мои попытки предотвратить разрушительные решения в сфере шахмат провалились. Мне так и не удалось объяснить властям, что шахматы — большое наследие в нашей стране, и что наши успехи в этой сфере — пожалуй, одно из самых больших достижений. Я так и не смог довести простую истину о том, что прошу господдержки не для себя лично, а для того, чтобы была возможность служить родине и прославлять ее. На это последовал такой ответ: “Наши эксперты считают, что у Левона Ароняна больше нет потенциала”. Сразу после этого “приговора” я обыграл на престижном турнире в Ставангере чемпиона мира и второго по рейтингу шахматиста планеты”, — заявил Аронян.
Он признался, что долгие годы получал привлекательные предложения из разных стран о смене спортивного гражданства и постоянно отклонял их. Предложения поступали и от американского мецената и большого любителя шахмат Рекса Синкфилда, который ежегодно приглашал его выступать за США. “Хочу поблагодарить уважаемого Рекса Синкфилда, продолжающего верить в меня. Я благодарен также ФабианоКаруане, который, будучи сильнейшим игроком Америки, поддерживает меня и разделяет мое решение стать товарищем по команде. Я также очень благодарен своей семье, родным, друзьям и всем тем людям, которые знают мои принципы и понимают меня. Хочу еще раз заверить, что я непременно сохраню связь с родиной и продолжу всячески помогать ей”, — подчеркнул в заключение Аронян, выразивший уверенность, что со временем шахматы вернут свой статус в Армении.
В свою очередь Рекс Синкфилд мгновенно отреагировал на решение Ароняна о переезде в США. “Левон выступал в первом розыгрыше Кубке Синкфилда в 2013 году. За эти годы я узнал его, как бескомпромиссного игрока и настоящего джентльмена. Он представляет лучшее в нашем виде спорта. Когда он обратился к нам, проявив интерес переехать в Сент-Луис и выступать за США, я понял, что лучшего варианта и быть не могло. Мы приветствуем его и принимаем с распростертыми объятиями”.
Согласно пресс-релизу шахматного клуба Сент-Луиса, Аронян всегда считал этот город своим вторым домом. “Я люблю играть в городе Сент-Луис, где шахматисты гордятся тем, что они шахматисты, и нас любят, и это в основном благодаря семье Синкфилд”, — заявил Левон по одному поводу.
Кстати, Аронян станет уже третьим из ведущих шахматистов мира, перебравшихся в США в последние шесть лет. В 2015 году ФабианоКаруана сменил итальянский флаг на американский. В 2018-м его примеру последовал кубинец ЛеньерДомингес. Это даже не первый случай перехода армянского шахматиста под американский флаг. Уехав из нашей страны, в Штатах обосновались ТатевАбраамян, Варужан Акопян и многие другие. Абраамян и Акопянпериодическипривлекаются в сборнуюСША.
И все же, пока не совсем ясно, когда Аронян получит право участвовать в рейтинговых турнирах ФИДЕ под звездно-полосатым флагом. Раньше по регламенту международной федерации игроку приходилось ждать два года после объявления о переезде, однако согласно действующим с 1 декабря 2020 года новым правилам, этот двухлетний период начинает отсчитываться с момента, когда игрок в последний раз участвовал в официальном мероприятии ФИДЕ под флагом страны, которую он представлял прежде. Кроме того, ФИДЕ требует подтверждения о новом месте жительства игрока. К моменту подготовки материала было известно, что ФИДЕ еще не получила документов относительно Ароняна. Последним официальным соревнованием под эгидой ФИДЕ, в котором Левон представлял Армению, был чемпионат мира по рапиду и блицу в конце 2019 года. Пока неясно будут ли учитываться онлайн-чемпионат и онлайн-олимпиада ФИДЕ, прошедшие в прошлом году. Возможно, Аронян сможет выиграть время, если сможет предоставить соответствующие документы задним числом. Тогда его дебют в сборной США может состояться уже на Всемирной шахматной олимпиаде 2022 года в Москве. В противном случае, представлять США он будет не раньше 2023 года.