С украинской художницей Анастасией Сахалтуевой меня свел случай, чему я несказанно рада. У нее небольшая дизайн-студия( Praktik Design Studio) в здании Института Мергеляна, а в соседнем офисе работает муж, известный украинский аниматор Андрей Сахалтуев (сын живого классика советской мультипликации Радны Сахалтуева, художника таких замечательных мультов, как “Капитан Врунгель”, “Доктор Айболит”, “Остров сокровищ” и др.). Анастасия переехала в Армению из-за мужа, которому здесь предложили работу, перевезла детей и теперь обживается в новой и незнакомой Армении.
Выпускница Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры (мастерская монументальной живописи под руководством профессоров А.В.Кожекова и А.М.Белянского) Украины, Член Союза художников Украины. На родине она достаточно успешная художница, неоднократно участвовала в групповых выставках, имела персональные выставки, много ее работ находится в частных коллекциях. Кроме того, она делает витражи и занимается мозаикой. Безвкусный, золотой столик “а ля ампир” с нашего Вернисажа в ее руках превратился в прекрасный элемент интерьера, которым не стыдно украсить и лучшие “дома Лондона”. Что касается витражей и живописных полотен Анастасии, то они “цепляют” сразу — настолько они яркие, сочные, и вместе с тем таинственно-завораживающие. Пронизанные символами, они как бы намекают тебе на “главную тему”, которая для каждого своя собственная. Три мойры держат в руке нити чьей-то судьбы: одна ее плетет, другая определяет, а третья — перерезает. А вокруг много клубков… жизней. Другие героини ее работ — не менее таинственны. В основном, это прекрасные дамы: то ли обитательницы средневековых замков, то ли героини древних сказаний. Застывшие в своей яркой красоте, они то пристально, то лукаво, то с насмешкой смотрят на тебя, загадывая загадки, на которые у тебя нет ответа. Зато есть понимание того, что перед тобой работы настоящего художника.
— Анастасия, как тебе у нас живется?
— Мы здесь почти год, и, когда я ехала в Армению, мне поначалу было страшно — другой мир, язык. Но постепенно привыкла, тем более люди здесь очень душевные, очень красивый город, в котором все время можно увидеть что-то очень красивое или интересное: скульптуры, здания, элементы декора.. Это рай для творческого человека. Бесподобный Арарат, на который я при любой возможности любуюсь. Учу армянский язык: пока только алфавит осилила. Хочу понимать — что же все-таки говорят люди. Мне трудно, потому что все говорят со мной на русском, если бы со мной чаще говорили, я бы быстрее научилась. Язык ваш сложный, но интересный. Думаю, осилю его. Жить в стране и не знать языка я считаю неправильным.
В этом году я принимала участие в выставке ЭКСПО — представила свои дизайнерские столики с мозаикой. Люди подходили, смотрели работы, что-то обсуждали, а нам с подругой было очень интересно знать — что же они говорят: нравится им, не нравится. Хочу чувствовать себя здесь свободно. И вообще, чем больше человек знает языков, тем лучше.
Сейчас я вдохновляюсь вашими красками, смотрю на красивые лица армянок, гранаты рисую. Посетила Национальную картинную галерею, которая меня покорила. Увидела ваши красивые национальные костюмы, купила книгу с орнаментами, изучаю и черпаю вдохновение. Постепенно втягиваюсь и уже хочу начать писать картины.
— Как ты стала художницей, мечтала об этой профессии?
— Нет. Я хотела стать космонавтом, тайным агентом, но никак не художником. Но сейчас не жалею: у меня такая профессия, что я могу в любой стране мира чувствовать себя полноценной. Что мне нужно? Узнать, где продают холсты, краски, стекло, и все. Искусству не помеха границы, языковые барьеры… Людям нравятся твои работы, и это большое счастье.
Сделать меня художницей было желание мамы. Я совершенно не умела рисовать, о чем так прямо сказал маме учитель. Потом увидел ее грустные глаза и взял меня. Мне вначале было очень тяжело и обидно: я часами работала, но у меня ничего не получалось, в отличие от других детей. И если бы не мамина настойчивость и мой педагог… Он был замечательный человек и художник — график, Заслуженный художник Украины Михаил Яковлевич Козулин. Он постоянно работал — рисовал где только возможно, даже, стоя в очереди в магазине, делал наброски. И этому же научил меня, говорил, что нужно много работать: вдохновение приходит именно во время работы. К сожалению, его нет уже в живых, но я мысленно всегда с ним советуюсь: когда пишу картину, думаю, понравилась бы она ему или нет.
Знаете, наверное, в том, что я стала художником, есть что-то… символичное.
— Что именно? Расскажешь?
— Первый раз я столкнулась с художником в детстве — мне было лет семь. Папа у меня военный, а мама учительница. Классика жанра. Мы тогда жили в Германии, на квартире — там был дом для семей военных, много квартир и общая кухня. И я помню, там был один странный дядечка, очень волосатый, в комбинезоне, художник. Когда он съезжал (в его квартиру должна была переехать девушка), нас, детей, заставили после него прибраться и помыть стены. А на стене у него то ли карандашом, то ли гуашью были нарисованы звезды и обнаженная женщина. Все дети смывали рисунки с радостью, а мне было так жалко уничтожать эту красоту: человек рисовал… Думаю, если бы там эти настенные рисунки остались, ничего плохого не случилось бы.
— Муж тоже художник, аниматор. Два творческих человека и под одной крышей. Это не сложно?
— Не совсем одной профессии, но он старается меня не критиковать, поскольку я очень остро реагирую на его критику, переживаю. Ну, иногда шутит — начни, мол, рисовать что-то другое: машины, пароходики. Или высказывает свое мнение, а я считаю, что он в этом случае не прав. Поэтому могу очень бурно выяснять отношения, так что он зарекся ничего говорить о моей работе. Мне вот его работы нравятся — его студия делает отличные мульты, рекламу и т.д. Но хочу рассказать одну историю. Очень давно, в 90-х, Андрея я тогда не знала вообще, по телевизору вечно крутили одну назойливую рекламу, которая меня раздражала, чуть ли не каждые две минуты ее крутили. И я как-то сказала, что, если вдруг встречу человека, который ее сделал, наверное, убью. А потом, когда мы уже познакомились, и он мне показывал свои ролики, я подумала: “Вот и встретила этого человека…” Не убила — замуж за него вышла. Моей маме тоже не все нравится в моей работе. Иногда скажет: “Может, пора тебе уже березки рисовать?”
— С работами легко расстаешься? Я знаю много художников, которые не любят продавать свои картины, очень тяжело отдают в другие руки.
— Нет, я легко к этому отношусь. Но есть у меня работы, на которые я бы сегодня просто хотела бы посмотреть, вспомнить. Как говорит моя подруга, тоже художница, “работы, которые с тобой, это как не выданные замуж дочери”. Так картины только тебя радуют, а, если ее кто-то покупает, значит, она, во-первых, понравилась человеку, а, во-вторых — будет радовать многих других людей. Я их отдаю в мир, они разлетаются. Люблю дарить — это тоже очень приятно, особенно когда потом ты их видишь висящими дома у человека, которому ты их подарил. Держать при себе картины- это как писать роман в стол.
Статья опубликована 10 апреля, 2015 15:55
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…