Сопредседатели Минской группы ОБСЕ (Россия, США, Франция) 16 февраля в формате видеоконференции по отдельности поговорили с главами МИД Армении Ара Айвазяном и Азербайджана Джейхуном Байрамовым. В этих звонках принимал участие и Личный представитель действующего председателя ОБСЕ по Нагорному Карабаху Анджей Каспршик.
В заявлении по итогам переговоров посредники отметили, что “в разговорах с министрами подробно и обстоятельно обменялись взглядами на вопросы, связанные с установлением стабильности в регионе, условиями посреднического процесса и роли спецпредставителя”.
Подробностей никаких. Все же это первый сопредседательский контакт с Ереваном и Баку после трехстороннего — Россия, Армения, Азербайджан — от 9 ноября 2020г. известного заявления о прекращении военных действий в Арцахе. Этот контакт можно расценить как первую попытку реанимации переговорного процесса по урегулированию азербайджано-арцахского конфликта.
Днем позже МИД Армении сообщил, что в ходе видеодиалога с посредниками состоялся обмен мнениями вокруг возможностей возобновления мирного процесса и адресации в рамках последнего ключевых вопросов урегулирования конфликта. В этой связи министр Айвазян отметил, что в основе конфликта лежит право народа Арцаха на самоопределение и безопасность, а последствия применения силы не могут рассматриваться как разрешение конфликта. В этом контексте глава МИД Армении подтвердил приверженность армянской стороны продолжать усилия по мирному урегулированию под эгидой Минской группы ОБСЕ, как единственного формата, имеющего международный мандат посредничества в урегулировании карабахского конфликта. Собеседники также обменялись мнениями вокруг адресации гуманитарных вопросов, которые закреплены также трехсторонним заявлением от 9 ноября. Министр Айвазян особо подчеркнул необходимость немедленного возвращения военнопленных, заложников и других лиц, подчеркнув неприемлемость деструктивного поведения Азербайджана в этом вопросе.
Баку в отличие от Еревана и вопреки обыкновению никаких сообщений по итогам переговоров распространять не стал. Если вспомнить, как грубой фразой “мы вас не приглашали” Ильхам Алиев встретил в декабре прошлого года приехавших в Баку сопредседателей МГ от США и Франции Эндрю Шоффера и Стефана Висконти, поставил под сомнение дееспособность Минской группы и объявил “карабахский конфликт завершенным”, то можно утверждать, что Азербайджан в реанимации переговоров в формате МГ не заинтересован. Тем более, что посредники указывали на необходимость продолжения обсуждения статуса Нагорного Карабаха и других вопросов, оставшихся за рамками заявления от 9 ноября.
О том, что вопрос статуса Нагорного Карабаха подлежит обсуждению, говорит и Россия. Да и продолжение переговоров в формате МГ ОБСЕ Москва под сомнение не ставит. Это значит, что поиск политического урегулирования будет продолжаться. А это совершенно не устраивает Азербайджан. Все, кроме Баку, понимают и признают, что заявление от 9 ноября 2020г. — это документ о прекращении огня, и говорить об окончательном урегулировании азербайджано-арцахского конфликта преждевременно. Однако Азербайджан, окончательной целью которого является полная ликвидация всех институтов государственной независимости Арцаха и установление там собственной юрисдикции, стремится убедить международное сообщество в том, что полностью контролирует Арцах, что никакой даже непризнанной, но все 30 лет существовавшей де-факто Республики Арцах не существует и что именно он распоряжается и управляет НК. Этим объясняются попытки Баку воспрепятствовать каким-либо визитам в Арцах иностранных граждан без его разрешения и через Армению, потуги наложить запрет на посещение Арцаха официальными лицами Армении.
К этому же можно отнести истерические статусы азербайджанских пользователей соцсетей по поводу возможного принятия Арцахом русского языка в качестве официального (государственным был и остается армянский). Законопроект, подписанный президентом АрцахаАраиком Арутюняном, внесен в арцахский парламент. Хотя официальный Баку и на эту тему не высказывается, однако негативная волна в зомбированном азерпропом обществе явно отражает недовольство высших политических кругов. Судя по высказываниям азербайджанцев, в Баку рассматривают это как предвестник возможного придания Арцаху некоего промежуточного статуса вне юрисдикции Азербайджана, а присутствие в Арцахе российских миротворцев порождает там опасения по поводу того, что в будущем Нагорный Карабах может получить статус подмандатной этим миротворцам территории. Некоторые эксперты полагают, что по этой причине Баку затягивает процесс легитимации мандата российских миротворцев, в то же время надеясь, что в ходе переговоров в рамках Минской группы можно будет поставить вопрос о дополнении их миротворцами из других стран.
Так это или нет, станет видно по ходу переговорного процесса, когда и если он войдет в нормальное русло. Пока неясно даже, когда может состояться следующая хотя бы видеоконференция между посредниками и министрами иностранных дел Армении и Азербайджана. Не говоря уже о неопределенности в вопросе возможных предложений от международных посредников. Не исключено, что на первом этапе речь, по крайней мере, публично, будет идти о гуманитарной и финансовой помощи пострадавшим в ходе развязанной азербайджано-турецким тандемом войне.
Мы знаем, как много делает Россия в деле обеспечения жителей Арцаха домами, теплом, стройматериалами и гуманитарной помощью. В конце прошлого года было объявлено о выделении Россией Армении на безвозмездной основе суммы в размере 10 млн евро с целью софинансирования мер по индивидуальной финансовой помощи находящимся на территории Армении принудительно выселенным арцахцам.
На днях Евросоюз заявил о выделении дополнительно (ранее уже были выделены 900 тыс евро) трех млн евро для оказания экстренной гуманитарной помощи жителям Нагорного Карабаха. Помощь ЕС будет направлена на закупку продуктов питания, зимних товаров, медицинскую поддержку, медицинское оборудование.