В результате военных действий, развязанных Азербайджаном против Арцаха, многие армянские культурные памятники оказались под контролем врага. Попытки их защиты со стороны Армении, в сотрудничестве с местными и международными организациями, пока ощутимых результатов не принесли.
Этот вопрос лоббируется на различных международных площадках, но основная структура, к которой аппелирует Армения — это ЮНЕСКО. Еще в декабре прошлого года планировалось, что ЮНЕСКО направит комиссию международных наблюдателей на контролируемые Азербайджаном территории, однако Баку запретил им въезд. Отказ пропустить экспертов самой авторитетной международной организации, отвечающей за сохранение культурного наследия, яркое доказательство того, что Алиев намерен уничтожить армянские памятники Арцаха точно так же, как ранее это было сделано в Нахиджеване. Такое мнение в интервью “РА” высказал директор Гюмрийского национального парка-музея скульптуры, председатель ОО “Гюмрийский культурный экспериментальный центр”, скульптор Артур Геворкян. По его словам, попытки Азербайджана воспрепятствовать международным организациям заслуживают осуждения и должна быть проделана большая работа для того, чтобы сохранить в неприкосновенности армянское культурное наследие в Арцахе.
“Вместе с коллегами мы собираем факты — что происходило с нашими памятниками с начала войны и по сегодняшний день. Процесс разрушения культурного присутствия армянского населения или армянских памятников не завершился во время войны — он продолжается до сих пор. И самое главное: если в дни войны акты вандализма по отношению к армянским памятникам азербайджанцы активно снимали и выкладывали в интернет, и можно было проследить и понять, что и где происходит, то теперь это происходит тайно. Но уже того, что мы видели в дни войны, достаточно: ломали памятники, стреляли по ним, резали инструментами. Скажем, взять статую спарапетаВазгенаСаргсяна. Вначале мы увидели, что на ней неподобающим образом сидит азербайджанский солдат и она облита краской. Затем памятник был сломан (причем спецтехникой, поскольку речь идет о глыбе чуть ли не в тонну весом), после чего Азербайджан выпускает почтовую марку, на которой изображение — азербайджанский солдат дезинфицирует отвоеванную территорию Арцаха. А вот недавно Алиев с супругой едет в Шуши, где они участвуют в открытии трех памятников азербайджанским деятелям. То есть что происходит: сначала ломаем, дезинфицируем от армян и потом ставим свои памятники… Это такой вот тренд, присущий в свое время фашистской Германии — когда Гитлер начал ломать и крушить все то, что не соответствует типу и описанию арийского искусства. Тогда немецкое искусство изменилось: размерами стало побольше, монументальнее — как отражение разных черт и идей великой нации. То же самое делает Алиев. Это я заявляю как специалист. Он тоже создает свое искусство — побольше и “шикарнее”, чтобы показаться сильным, всевластным правителем. Этот вот тренд (ломать и поставить свое) по сути и есть война против нашей культуры и искусства. Обыкновенный культурный фашизм. Ну а после окончания войны, чтобы остановить выброс в интернет доказательств уничтожения армянского культурного наследия, и чтобы международное сообщество не увидело, что там творится, Баку пару своих солдат привлек к уголовной ответственности. Чисто показательная акция для собственного народа и предупреждение остальным, что если они будут афишировать акты вандализма, их ждет та же участь”, — отметил А.Геворкян. По его словам, по имеющимся у него данным, порядка от 200 памятников местного значения и до 1000 памятников и разного рода архитектурных деталей, доказывающих присутствие нашей культуры в Арцахе, было или будет разбито и уничтожено — так, как это было в Начиджеване в 2006 году, когда бульдозерами снесли армянские хачкары.
“Вместе с группой добровольцев мы сейчас собираем факты, после чего начнем широкую медиа-кампанию. В феврале и апреле я приму участие в двух международных научных конференциях (в Ташкенте и Москве), где представлю доклады на тему уничтожения наших памятников и войны с армянским культурным присутствием в Арцахе. Я уверен, что максимум пару армянских памятников оставят для показухи, но при этом в Баку опять сочинят какую-то историю и представят их как не армянские, а что-то кавказское или албанское. Наш Гюмрийский национальный парк-музей скульптуры уже шесть лет поддерживает тесные контакты со своими зарубежными коллегами (с не одним десятком академий, творческих союзов, фондов, индивидуальными артистами) и еще в 2019 году, в рамкахпроведенного в Гюмри Четвертого Международного симпозиума скульптуры “Восхождение-2” (при поддержке МФГС, МОНКС РА и мэрии Гюмри) внесли идею создания омбудсмена по охране культурного наследия. Но мы тогда себе и представить не могли, насколько актуальной окажется эта наша идея — не могли представить, что будет война и наши памятники окажутся под угрозой полного уничтожения. Теперь наши усилия направлены на сбор и изучение всей имеющейся информации, после чего соберем комиссию, куда войдут как госструктуры, так и независимые специалисты и эксперты из разных стран, культурологи, искусствоведы и т.д. Произведем оценку ущерба (морального и материального), нанесенного армянскому культурному наследию в Арцахе, и обратимся в международный суд, где будем отстаивать права. Будем судиться долго, упорно”, — подчеркнул Артур Геворкян.