По инициативе правительства в повестку зимней сессии Национального Собрания включен законопроект о создании Антикоррупционного комитета, который вчера был принят в первом чтении.
С коррупцией борются все страны, но это пагубное явление не искоренено пока даже в самых демократических государствах. Армения борется с коррупцией около трех десятков лет, разные правительства создавали комиссии, разрабатывали программы, но дело с места не сдвинулось.
Научное определение явления следующее: это обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Зачастую также сращение делового мира, бизнеса с политикой. Что и говорить, весьма заманчиво…
Явление старо, как мир — еще с древнейших времен власть и коррупция шли неразделимо рука об руку на протяжении всей эволюции и развития человечества. Проще говоря, коррупция — это злоупотребление государственной властью с целью получения личной выгоды.
В мире все говорят о существовании коррупции, именно ее винят во всех бедах и неудачах — именно коррупция считается злейшим врагом социального благополучия и экономического развития любой страны. С этим надо бороться во все времена.
И вот Армения решила создать в борьбе с этим злом новый следственный орган — антикоррупционный комитет с весьма обширными полномочиями. Достаточно сказать, что этот орган будет осуществлять досудебное уголовное расследование предполагаемых коррупционных преступлений.
Комитет будет независимым, деятельность его будет гласной, он будет наделен финансовой независимостью (естественно, за счет средств Госбюджета страны), будет соблюдать политическую лояльность.
Председатель создаваемого следственного органа на конкурсной основе будет назначаться премьер-министром сроком на 6 лет (один и тот же кандидат не в праве более двух раз претендовать на этот пост), ежегодно будет представлять отчет о деятельности правительству и Национальному Собранию.
Комитет будет иметь также региональные подразделения, сотрудники будут подбираться на конкурсной основе, совет которого будет формироваться аппаратом премьер-министра.
В законопроекте имеется весьма любопытное положение: подразделение внутренней безопасности осуществляет проверку благонадежности сотрудников, в том числе провокационным путем…
А вообще в этот орган будут принимать на работу юристов с безупречной репутацией, обладающих опытом работы и хорошим образованием. Так что законопроект предполагает серьезную работу с тем, чтобы если не полностью искоренить, то хотя бы существенно сократить масштабы коррупции.
По словам министра юстиции Рустама Бадасяна, представлявшего законопроект, профессиональный состав комитета будет пополнен путем привлечения кадров, прошедших соответствующую профессиональную подготовку. При этом комплектование штатов и инструментария следователей, занимающихся расследованием коррупционных преступлений, не будет носить механический характер. Для служащих комитета, в отличие от других следственных органов, установлены более строгие требования и ограничения, в соответствии с которыми предусмотрены и дополнительные гарантии их деятельности. “Это связано с некоторыми обстоятельствами. Во-первых, комитет проводит расследование коррупционных преступлений, что само по себе имеет высокий риск, во-вторых, оплата работы служащих комитета напрямую станет одной из гарантий независимости и неппредвзятой деятельности последнего”, — сказал Р.Бадасян.