Первое заседание правительства в 2021 году началось с обсуждения и принятия неотложных законодательных корректировок в рамках реализуемой в Армении широкомасштабной судебно-правовой реформы. В судебной системе государства правительство предлагает важные институциональные нововведения: выделение двух новых специализаций судей. Одна специализация касается судей, которые будут заниматься разбирательствами, связанными с досудебным контролем — ходатайства о задержании, аресте, разрешении на обыск, ведение следственных действий и т.п. Другая — судьи, которые будут специализироваться на ведении уголовных дел по коррупционным преступлениям.
Открывая заседание кабинета министров, глава правительства сказал: “Хочу пожелать нам всем успеха в этот трудный период, чтобы мы могли должным образом исполнять свои обязанности и вывести страну из кризисного состояния. Для этого нам нужно предпринять особые усилия и особое взаимодействие и привнести новое качество управления в исполнительный орган нашей страны”.
После утверждения повестки дня и голосования по пакету не подлежащих докладу постановлений, правительство приступило к обсуждению пакета законопроектов, которыми предлагается внесение изменений и дополнений в Конституционный закон “Судебный кодекс Республики Армения”, а также внесение изменений в Уголовно-процессуальный кодекс и в закон “Об Академии юстиции”.
Предложенный пакет касается судебно-правовой реформы и признан правительством неотложным, следовательно должен быть обсужден и принят Национальным Собранием во внеочередном порядке.
Представляя суть предлагаемых изменений, министр юстиции Рустам Бадасян отметил, что этим пакетом решается задача внедрения двух специализаций: институт специализированных судей, осуществляющих судебный контроль на стадии досудебного разбирательства, и специализацию судей, осуществляющих расследование по коррупционным преступлениям. Необходимость внедрения этих двух специализированных институтов, по словам министра, возникла в связи с тем, что судьи, специализирующиеся по уголовным делам, расследуют также такие дела, которые касаются досудебного разбирательства, в том числе, ходатайства об аресте, о разрешении на обыск. “Речь идет о существенно отличающихся друг от друга явлениях, и мы считаем, что специализация по осуществлению судебного контроля на стадии досудебного разбирательства является необходимостью с точки зрения повышения эффективности расследования подобных ходатайств. Также из нашей антикоррупционной стратегии вытекает, что должна быть внедрена специализация по части расследования коррупционных преступлений. Вновь, для повышения эффективности и качества их расследования”, — заявил Рустам Бадасян. Он привел данные статистики, касающиеся расследования коррупционных преступлений, согласно которым, с июля 2019 по июль 2020 года в судах находятся на рассмотрении 275 уголовных дел, связанных с коррупционными преступлениями, а прокуратура осуществляет прокурорский контроль над досудебным ведением следствия по 2228 делам. “Из этих цифр можно сделать вывод, что в судебной системе объем расследований по коррупционным преступлениям имеет тенденцию примерно 30% роста, и необходимость специализации и разделения дел вытекает также из этого”, — пояснил министр юстиции.
Еще один аспект касается того, что публикуются графики судебных заседаний и место их проведения, то есть общественности становится известно, в случае обсуждения, к примеру, ходатайства об аресте, какому судье будет поручено ведение дела. По словам министра, они предлагают публиковать только информацию о месте проведения судебного заседания, не раскрывая информации об осуществляющем дежурство судье.
Для решения других проблем предлагается выделить отдельных судей, которые будут вести те процессы, которые касаются контроля на стадии досудебного разбирательства, а также по коррупционным преступлениям.
После принятия данной законодательной инициативы предусматривается увеличение числа судей как в судах первой инстанции — до 21 штатной единицы, так и в апелляционном суде по уголовным делам — 3 штатных единицы. Первое пополнение вакантных должностей судей будет проводиться по сокращенной процедуре из действующих судей и новых кандидатов, прошедших переквалификацию в Академии юстиции, при этом обучение будет произведено в сжатые сроки. С тем, чтобы обеспечить плавный переход к работе указанных специализированных судебных институтов, намечены особые правила перераспределения находящихся в судебном производстве дел. После того, как судьи по двум новым специализациям приступят к своим обязанностям, предусмотрен переходный период, в течение которого текущее рассмотрение дел, связанных с досудебным контролем и коррупционными преступлениями, продолжится без смены судей, чтобы не прерывать процесс.
По словам Рустама Бадасяна, предложенные изменения позволят решить две насущные проблемы. Во-первых, в плане увеличения численности судей это позитивно скажется на сокращении сроков судебных разбирательств. Во-вторых, общественность волнует объективность принятых судебных актов, особенно на стадии досудебного контроля, и избрание судей по новым правилам, в том числе, проверка добропорядочности судей, будет способствовать тому, что указанные судебные акты будут более объективными, и это повысит доверие общественности к судебной системе.
“По сути мы вступаем в очень существенный этап судебной реформы, — подчеркнул, подытоживая обсуждение, премьер-министр Никол Пашинян. — Вчера в Национальном Собрании вы представили также принятый нами законопроект относительно антикоррупционного суда и формирования апелляционного антикоррупционного суда. Вскоре мы ожидаем формирования патрульной полиции. И этот пакет также является очень важной частью наших реформ. Речь о том, что мы, по сути, относительно вопросов, связанных с задержанием и арестом, выделяем определенный состав суда, который будет расследовать только вопросы этого типа, то есть досудебного разбирательства”. Глава правительства пояснил, что это широко применяемая в мире практика, и создание подобных специализированных судебных подразделений в современном мире является тенденцией. Он также коснулся новой процедуры выбора и назначения судей, при которой самым важным фактором будет проверка добропорядочности кандидатов. В этой связи Никол Пашинян высказал мнение, что должны быть внедрены механизмы, гарантирующие добропорядочность судей. “Мы должны иметь гарантии, чтобы, действительно, беспристрастность и неподкупность оказавшихся в этом новом статусе судей не ставилась под сомнение. То есть: принято решение — все приняли к сведению, что суд принял такое решение, а не начали обсуждать, какие причинно-следственные, в том числе, политические связи есть с этими решениями. Наша задача, которую мы должны решить, состоит в этом, и я думаю, что мы должны быть последовательными, в том числе также для обеспечения дальнейшего влияния результатов проверки добропорядочности. Потому что если есть негативная информация в связи с проверкой добропорядочности, мы должны также создать в каком-то плане гарантии, что эта негативная информация, конечно, обоснованная и доказанная, будет иметь очень прямое и конкретное влияние”, — подчеркнул премьер-министр.
Статья опубликована 15 января, 2021 12:12
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…