Ильхам Алиев всеми своими действиями доказывает, что азербайджано-арцахский конфликт далек от завершения, а о мирном сосуществовании с террористическим Азербайджаном армянам и мечтать не приходится. Апшеронский султан отказывается от обсуждений статуса Арцаха, пытается запретить официальным лицам Армении ездить в Степанакерт — “Пусть они не забывают о войне. Пусть не забывают, что железный кулак остается на месте”. Рядовым гражданам Армении ездить небезопасно — азербайджанские военные устраивают подставы на дорогах в Лачинском коридоре, встречая машины с армянскими номерами, выкрикивают оскорбления. Угроза захвата тоже не исключена. Случаев похищения людей уже после установления перемирия более чем достаточно.
Провокации на границе
Президент Азербайджана, вообразивший себя Александром Македонским, продолжает сыпать угрозами в адрес Армении, мол, чуть что, снова пущу в ход оружие. Аналогично ведут себя азербайджанские военные при так называемом определении границ Азербайджана и Армении посредством механического использования GPS или Google Maps. Это само по себе нонсенс. Как отмечает Омбудсмен РА Арман Татоян, процесс определения границ должен подготавливаться и осуществляться со стороны особой рабочей группы или комиссии. Они должны работать на местах, для этой цели должны быть соответствующие правовые основы, привлечены специалисты и так далее. Это двусторонний процесс двух соседних государств, который должен быть предсказуем и ясен. На деле, однако, нет ни комиссий, ни специалистов, ни карт. Заявляются азербайджанские военные в то или иное село Сюникской области Армении, и заявляют, что по GPS это село находится на территории Азербайджана, вы должны уйти, иначе, сами знаете, что с вами будет. После разборок и препирательств с главами сел, губернаторами, армянскими пограничниками и, как привало, с привлечением российских миротворцев через село устанавливается т.н. пограничная линия, делящая не только населенный пункт, но и дома, хлева, пастбища и т.д. “После войны сентября-ноября 2020 года непосредственные исследования защитника прав человека в приграничных населенных пунктах Армении (общины Тех, Хнацах, Воротан, Хознавар, Аравус, Неркин Хндзореск, Капан и другие Сюникской области, Гагамасар, Сотк, Кут, Норабак Третук и другие общины Гегаркуникской области), обсуждения с органами общин и жителями подтверждают, что появились серьезные проблемы или угрозы для прав человека, обеспечения жизнеобеспечения. Например, в одном случае люди лишились земельных частных и общинных участков сельскохозяйственного назначения, возможности использования пастбищ, в другом — под угрозой оказались их физическая и психологическая неприкосновенность, права собственности, в третьем — налицо все проблемы. При этом характер проблем таков, что они повлекут за собой долгосрочные негативные последствия для всего народа”, — отмечает Арман Татоян.
Он подчеркивает, что в случае Азербайджана вопросы определения границ должны обязательно рассматриваться в контексте гарантирования физической безопасности и существования, физической и психологической неприкосновенности, прав собственности и других, имеющих жизненно важное значение, как жителей приграничных населенных пунктов, так и всего армянского народа. “Вопрос в том, что в Азербайджане не только не прекращена организованная государственная политика армяноненавистничества и пропаганды враждебности, но еще более развивается и получает новые проявления — в откровенных угрозах территории Армении и всему населению. Более того, изучение выступлений президента этой страны и риторики свидетельствуют об угрозе геноцида. Эти утверждения подтверждаются исследованиями Защитника прав человека Армении и доказательствами грубого нарушения прав наших соотечественников, составленными относительно них докладами. Следовательно, все вопросы, касающиеся определения границ, должны быть детально изучены, оценены специалистами, подвергнуты правовому анализу, закреплены необходимыми правовыми основами”, — подчеркивает Омбудсмен РА.
Баку манипулирует пленными с целью разжигания внутриполитического раскола в Армении
Несмотря на достигнутую в трехстороннем (Россия, Армения, Азербайджан) заявлении 9 ноября 2020г. договоренность об обмене или возвращении пленных или находящихся в неволе лиц, официальный Баку продолжает удерживать в плену десятки армянских военнослужащих и гражданских лиц. К сожалению, в заявлении не указаны конкретные сроки обмена или возвращения пленных. Нет и точных данных о числе попавших в азербайджанский плен людей. Однако Баку уже заявил и даже направил в ООН письмо, в котором утверждает, что 62 военнослужащих-армянина, призванных в основном из Ширакской области Армении, в настоящее время задержаны, в их отношении в Азербайджане проводятся следственные действия. Называя задержанных “членами диверсионной группы ВС Армении”, Баку утверждает, что они были отправлены в “Лачинский район Азербайджана” 26 ноября 2020г. якобы для совершения террористических актов против личного состава азербайджанских ВС и мирных жителей. Более того, Азербайджан предлагает ООН предпринять определенные действия против Армении, которая якобы нарушает трехстороннее заявление.
Т.е. Баку делает вид, что не знает, что армянские военнослужащие в Арцахе с первого дня развязанной Азербайджаном войны, с 27 сентября 2020г. защищали арцахцев от бесчинств азербайджано-турецких войск и наемников-террористов. Кстати, как отмечает МИД Армении, “армянские военнослужащие оказались в плену вследствие нарушения другого пункта трехстороннего заявления, когда через месяц после установления режима прекращения огня Азербайджан развязал боевые действия в направлении сел Хцаберд и Хин Тахер Гадрутского района Республики Арцах”. Примечательно, что о начале уголовного процесса против военнопленных Баку объявил примерно через месяц после захвата армянских военнослужащих, а это свидетельствует о том, что Азербайджан использует армянских военнопленных в качестве заложников для продвижения своих политических интересов.
Каких именно, понять несложно. Манипуляциями с армянскими пленными Баку пытается убить, как минимум, двух зайцев — воздействовать на армянскую общественность в плане разжигания градуса недовольства властями и дестабилизации и без того напряженной внутриполитической ситуации, а на международной арене представить Армению как “террористическое государство”. Судя по всему, у Азербайджана совсем плохи дела с доказательной базой, раз он прибегает к столь низкопробным средствам, нарушая к тому же международное гуманитарное право и международное законодательство по правам человека в целом. Находящиеся в плену в Азербайджане армянские военнослужащие не могут подвергаться судебному преследованию или аресту за участие в боевых действиях. Эти требования закреплены, в частности, в Третьей Женевской конвенции от 1949 года.
Между тем, азербайджанская сторона во время 44-дневной турецко-азербайджанской агрессии против Арцаха совершала массовые систематические нарушения международного права, большинство из которых являются военными преступлениями, которые не имеют срока давности, и виновные должны быть привлечены к ответственности. Омбудсмены Арцаха и Армении провели скрупулезную работу по сбору фактов военных преступлений Азербайджана и представили собранные материалы в Европейский суд по правам человека и другие соответствующие международные инстанции. Зверства, совершенные азербайджанскими военными в отношении захваченных в плен этнических армян и тел погибших, столь ужасны, что правозащитники не обнародуют полностью содержание своих докладов, дабы уберечь психику общественности Арцаха и Армении.
А я позволю себе привести один пример из рассказа знакомого: “Нашли и похоронили моего дядю Шурика, — глубокого старика и самого старого в роду Арзуманянов. Обнаружили в своем доме в Норашене застреленным. Его родственницу, Лену, нашли похороненной за домом в “Чобанстрое”. Обезображенную, раздетую, с переломанными костями и головой у ног. Лена — жена Беника. Того старика, кадры расстрела которого в Гадруте обошли весь мир. Беженцы из Баку, ставшие на ноги и построившие новый дом в Арцахе”.
Таков почерк апшеронских террористов…