Приоритеты интеграции
Несмотря на уже имеющиеся интеграционные достижения ЕАЭС, существует немало проблем, к которым желательно найти эффективные подходы, и есть горизонты, к которым предстоит идти. С такой оценкой евразийской экономической интеграции выступил на днях главный экономист Евразийского банка развития (ЕАБР) и Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) Евгений Винокуров, обозначив заодно основные приоритеты, которые смогут способствовать более эффективному сотрудничеству стран ЕАЭС.
Трудности преодоления пандемии в 2020 году, по его словам, еще раз показали важность сотрудничества и координации усилий. Как считает эксперт, наибольшую пользу бизнесу и гражданам стран ЕАЭС может принести успешная реализация шагов сразу по нескольким направлениям. Речь, прежде всего, касается достройки общих рынков и обеспечения максимально полного применения Единого таможенного тарифа. При этом конечной целью должен стать максимально широкий охват общим рынком всей торговли товарами и услугами на территории евразийского пространства. Ведь общие рынки ЕАЭС, отмечает г-н Винокуров, позволяют компаниям-инвесторам пользоваться рядом преимуществ в ведении бизнеса, а также более активно строить трансграничные цепочки добавленной стоимости.
“В качестве необходимого и важного процесса для модернизации и кооперации экономик стран ЕАЭС видится прогресс в деле ликвидации и унификации нетарифных барьеров. На практике нетарифные барьеры препятствуют торговле сильнее, чем в общем-то невысокие импортные пошлины. Без успешной борьбы с нетарифными барьерами эффективность единого таможенного пространства резко снижается”, — пояснил он.
Акцент нужно ставить также на реализации крупных интеграционных проектов системного характера. Прежде всего в транспортно-логистическом комплексе, электроэнергетике (включая возобновляемые источники энергии) и информационно-коммуникационных технологиях. Оптимальное с точки зрения экономических интересов встраивание в глобальную экономику и цепочки стоимости, по словам представителя ЕАБР, — отдельная важнейшая задача, и в ее решении ЕАЭС может сильно помочь. “Безусловно, потенциал экономической и технологической кооперации в постсоветском мире значителен. Но все же объективно ограничен размерами и текущей экономической специализацией. Основным инструментом на практике выступает заключение Соглашений о свободной торговле. Современные соглашения на эту тему представляют собой комплексные и гибкие механизмы, охватывающие торговлю, инвестиции и регуляторику — в зависимости от того, что партнерам реально нужно друг от друга. Круг потенциально выгодных для стран ЕАЭС направлений сотрудничества включает в себя минимизацию барьеров в торговле товарами и услугами, поощрение взаимных инвестиций, развитие инфраструктуры экспорта углеводородов, железнодорожного и автомобильного транзита, наземные телекоммуникации, региональные и субрегиональные общие рынки электроэнергии, гармонизацию технических стандартов и многое другое”, — перечислил экономист. Добавив, что целесообразно и создание в ЕАЭС собственной программы образовательной и академической мобильности — новой научно-образовательной модели и платформы, нацеленной на молодежь.
Однако, по его словам, в моменте важна сосредоточенность на практической стороне дела, на потребностях бизнеса и населения. Такой подход, ориентированный на практические нужды экономического и социального развития, характеризуется как “прагматическое евразийство”. В его основе лежит понимание интеграции не как цели, а как инструмента решения насущных экономических проблем вовлеченных государств. И главная из них сегодня — это модернизация экономик и повышение эффективности экономических взаимосвязей, дающие реальные преимущества и возможности для бизнеса и населения. “Прагматическое евразийство направлено на обеспечение успешности “интеграции снизу” — потоков товаров, услуг, труда и капитала, что является главным условием долгосрочной устойчивости и успешности евразийского интеграционного проекта. При этом региональный интеграционный блок не замыкается в себе, а осознает необходимость выстраивания оптимальных форм своего участия в мировой экономике.От успешности реального движения по этим направлениям в долгосрочной перспективе будет зависеть, насколько полезным станет ЕАЭС для роста благосостояния граждан своих стран”, — резюмировал главный экономист ЕАБР и ЕФСР.