Дудукиста Артака Асатряна можно назвать одним из новаторов в своей области. Он ломает стереотип о том, что дудукист должен или может играть только народную музыку. Первым среди своих коллег он исполнил на дудуке такие произведения мировой классики, как “Прелюдия до минор” и “Ария” Баха, “Аве Мария” Моцарта, “Серенада” Шуберта, “Oblivion” (Танго “Забвение”) Астора Пьяццоллы и др.
Столь неординарный подход к возможностям народного инструмента сам музыкант считает важной заявкой для развития искусства игры на дудуке и его интеграции на мировую классическую сцену. Правда, толчком для ломки традиций, по его словам, стала подвижническая деятельность его педагога, Заслуженного артиста Республики Армения Георгия Минасова. Последний был создателем новых дудуков с более широким диапазоном звучания, что позволило расширить репертуар и исполнять даже произведения классической музыки.
— Это нескромно, но я был лучшим учеником мастера и претворял в жизнь все его экспериметы. Я постоянно говорил о важности написанных учителем пособий, например “Хрестоматии для дудука”, о ценности и необходимости исполнения включенных в него классических произведений западноевропейских композиторов, переложенных для дудука Минасовым. Скажу на своем опыте: чем больше я играл Баха, Моцарта или Вивальди, тем лучше я начинал понимать наши народные песни и мелодии, Нарекаци, Саят-Нову. Это сродни знанию нескольких языков: лучше понимаешь, какой именно “язык” является твоим — начинаешь различать, что является чисто родным, армянским, а что заимствованно из другого или чужеродно.
— А не трудно было осваивать новые возможности инструмента?
— Конечно, очень трудно. Причем, большая трудность заключалась не в технике, а скорее в необходимости изменить свое восприятие. Ранее, лет 50 назад или в конце ХХ века дудук, так сказать, выполнял требования народных и ашугских произведений. То есть у дудукистов не было классического европейского музыкального мышления. И сегодня главный вопрос — это изменение дудуком музыкального рынка: ранее он удовлетворял лишь внутреннюю аудиторию, а сегодня инструмент уже интегрируется в мировую музыку. Но присутствовать в мировой музыке со сложившимся для внуреннего рынка традиционным музыкальным мышлением нельзя: нужно обязательно знать каноны мирового песенного и музыкального искусства. Может, это плохо прозвучит, но, например, наши большие мастера старшего поколения не знали нотной грамоты. Это можно назвать безграмотностью в музыке. Они были великолепными исполнителями, но нот не знали. И сейчас учить молодое поколение дудукистов народным произведениям по нотам, не делая этого же в плане произведений классики, в корне неверно. Даже если у дудукистов нет в планах исполнять классические произведения на сцене, для общего развития очень важно не ограничиваться народной музыкой, но еще знать и пройти школу классики. Мне лично, как человеку, идущему против привычного течения, с этой точки зрения нелегко приходится, но я хочу представлять дудук как инструмент, имеющий большой потенциал для развития. Почему я так говорю? Дело в том, что сегодня в мире есть много непрофессиональных исполнителей на дудуке не армянского происхождения, которые хорошо освоили интернет пространство для рекламы своих видео-выступлений. А в мире дудук пока еще воспринимается не как профессиональный, а инструмент с некой романтической “аурой”. И непрофессионалам удается убедить слушателей в том, что дудук должен звучать так-то и так-то. Моя же задача состоит в том, чтобы представить его, как профессиональный и многогранный инструмент, игре на котором нельзя научиться за 2-3 года, как это представляют вышеуказанные музыканты. Для этого вместе с моим другом мы создали в интернете платформу Duduk Masterclass (Lesson), на которой любители дудука могут посмотреть видео, выступления профессионалов, а также брать у них уроки.
— Этот год был очень тяжелым для нас и трагическим. Сначала эпидемия коронавируса, потом война… Как ты работал и что делал в этих непростых условиях? Есть ли у тебя свое видение того, что нам нужно делать после всего пережитого?
— Нынешний год действительно был ужасным и не позволил мне реализовать что-то серьезное в профессиональном плане. Из-за эпидемии коронавируса все планы пошли прахом, отменились гастроли и концерты. Единственное, что планирую в ближайшее время — это запись клипа с исполнением в стиле барокко Второго концерта для двух гобоев Вивальди, переложенного для дудука. Мои “концерты” в этом году — это онлайн или лекционные занятия для моих студентов. Что касается войны, то вряд ли был человек, который остался в стороне и не сделал что-то для нашей армии или арцахцев. Мы например, несколькими музыкальными коллективами сделали пожертвования соответствующим фондам. Ну, а я, как музыкант, человек, много гастролирующий и имеющий множество друзей за рубежом, попросил их оказать помощь моей стране. Они отправили значительную сумму, на которую я смог приобрести необходимые вещи для наших солдат на передовой, среди которых было много моих друзей. Также на эти средства была оказана поддержка нашим беженцам из Арцаха.
Из-за тяжелого душевного состояния я не мог взять инструмент в руки. Но ради детишек из Арцаха пришлось пересилить себя и сыграть: в доме Камерной музыки им. Комитаса ансамбль старинной музыки “Тагаран”, в котором я работаю, дал для них два концерта. Все мы с плачущим сердцем, но с улыбками на лице выступали перед детьми…
Знаете, расскажу один печальный эпизод. Мой брат в дни войны был на “Ераблуре”, где предавали земле наших героев. У находящегося там священника мой брат спросил: “Святой отец, чем мы можем отплатить этим погибшим ребятам?”. Священник ответил кратко, одним словом: “Живя…” Значит, нам остается только жить, жить “вдвойне”, работать вдвойне и не допускать недочетов — каждый в своем деле. Работать, работать и еще раз работать. Нам 100 лет назад было не легче: мы пережили геноцид, но живем. И будем жить и развиваться.
Артак Асатрян игре на дудуке начал учиться в 6 лет, а в 8 лет уже выступал в качестве ведущего солиста в ансамбле народных инструментов Государственной детской филармонии. Образование получил в Музыкальном училище имени Романоса Меликяна (класс Заслуженного артиста Республики Армения Георгия Минасова) и Ереванской государственной консерватории им.Комитаса. В 2003-2005гг. проходил срочную службу в ВС Армении, дослужился до звания старшего сержанта. Пять месяцев был врио командира военного оркестра своей воинской части. Сотрудничал с квартетом “Дудукнер” (позже квинтет и ансамбль) под руководством Георгия Минасова, танцевальным ансамблем “Муш”, ансамблем “Ошакан”, а с 2018 года — с Ереванским государственным камерным хором, где выступает в качестве солиста и певца в хоре (баритон). За плечами артиста — многочисленные концерты, гастроли и выступления (как сольные, так и в составе коллективов) в Армении и за рубежом — во Франции, Бельгии, Италии, Индии, Польше, США, Англии, Китае, России, Ливане, Туркменистане и т.д.
А.Асатрян занимается и педагогической деятельностью: преподает дудук в Музыкальном училище им. Романоса Меликяна и Музыкально-педагогическом колледже имени Арно Бабаджаняна. Сейчас он является исполнителем на дудуке и солистом ансамбля старинной музыки “Тагаран” дома Камерной музыки им. Комитаса. В 2011 году музыкант выпустил свой первый альбом “Абрикосовое дерево” (перевыпущен в 2016), в котором представлены песни армянских народных, известных гусанов и Комитаса, духовные и средневековые армянские песни. В 2012 году создал свой ансамбль “Цирани” (уд, тар, ударные, шви, дудук и двое певцов — баритон и сопрано): является его художественным руководителем и солистом.
В 2014 году Артак Асатрян как солист и бас-дудукист квинтета “Дудукнер” дал концерты в Лондоне, важнейшим из которых стал концерт на открытии нового концертного зала театра “Shakespeare’s Gloub”. В составе ансамбля “Дудукнер” и как солист он участвовал в открытии “Дягилевского фестиваля” (2007 г., Россия), в Международном фестивале дудука в Москве (2015-2019 гг.). В 2016 году вышел в свет первый аудиодиск коллектива “Цирани”- “Tsirani vol. 1”. Отметим, что в 2019 году, в рамках мероприятий, посвященных 150-летию Комитаса, 8 выступлений ансамбля “Цирани” вошли в золотой фонд Общественного радио РА — в числе 150 характерных современных исполнений произведений Вардапета. Top of Form
А.Асатрян — лауреат Второй премии Всеармянского фестиваля дудука (1997 г.), обладатель специального приза Международного фестиваля “Golden Ferry”.