Пандемия COVID-19 наносит непоправимый вред образованию, питанию и благополучию детей
По данным нового анализа, опубликованного ЮНИСЕФ 19 ноября, на детей и подростков приходится каждый девятый зафиксированный случай заражения COVID-19. Об этом проинформировало официальное представительство ЮНИСЕФ в Армении, отметившее, что по мере приближения второго года пандемии COVID-19 нарастают и существенные последствия для детей. Организация опубликовало первый доклад “Предотвратить потерю поколения в связи с COVID” (Averting a Lost COVID Generation), всесторонне описывающий рост негативных последствий для детей по мере затягивания пандемии.
в докладе говорится о том, что, хотя симптомы у инфицированных детей и остаются слабыми, число случаев инфицирования растет, и более долгосрочное воздействие пандемии на образование, питание и благополучие целого поколения детей и молодежи может в корне изменить их жизнь.
“На протяжении всей пандемии COVID-19 существует стойкий миф о том, что данная болезнь не оказывает практически никакого воздействия на детей. Но как же это далеко от правды. Дети могут болеть и распространять болезнь, но это лишь верхушка айсберга пандемии. Наибольшую угрозу для детей представляют перебои в оказании основных услуг и резкий рост показателей нищеты. Чем дольше будет продолжаться кризис, тем сильнее будет его воздействие на образование, здоровье, питание и благополучие детей. Под угрозой будущее целого поколения”, — заявила исполнительный директор ЮНИСЕФ Генриетта Фор, также призвавшая правительства, партнеров и частной сектор прислушаться к детям и уделить приоритетное внимание их потребностям.
— Когда все мы переосмысливаем будущее и смотрим в будущее мира после пандемии, на первом месте у нас должны быть дети, — отметила она. — Если же говорить о конкретных данных, то согласно докладу, по состоянию на 3 ноября в 87 странах, по которым имеются данные с разбивкой по возрасту, на детей и подростков в возрасте до 20 лет приходился каждый девятый случай заражения COVID-19. Это составляет 11% от 25,7 миллиона случаев заражения, о которых сообщили эти страны. Чтобы добиться лучшего понимания того, как кризис влияет на наиболее уязвимых детей, и определить ответные меры, необходимо провести дополнительные исследования: получить более надежные данные о случаях заражения, смертях и тестировании с разбивкой по возрасту.
В документе отмечено, что существуют убедительные доказательства того, что школы не являются основным фактором передачи вируса в местном сообществе, так как дети с большей вероятностью заражаются вирусом за пределами школы. И несмотря на то, что дети могут передавать вирус друг другу и людям из старших возрастных групп, при обеспечении основных мер безопасности выгоды от поддержания работы школ перевешивают издержки, связанные с их закрытием.
Также в докладе говорится о том, что наиболее серьезную угрозу для детей представляют связанные с COVID перебои в предоставлении им критически важных медицинских и социальных услуг. ЮНИСЕФ, опираясь на данные обследования, проведенного в 140 странах, сделало ряд выводов. Так, примерно в одной трети проанализированных стран имело место сокращение минимум на 10% охвата такими медицинскими услугами, как плановая вакцинация, амбулаторное лечение инфекционных болезней детского возраста и услуги по охране здоровья матерей. Одной из главных причин этого являлся страх перед инфекцией. Охват услугами по обеспечению питания для женщин и детей в 135 странах сократился на 40%. По состоянию на октябрь 2020 года, 265 миллионов детей во всем мире по-прежнему не получали школьного питания. А более 250 миллионов детей в возрасте до 5 лет могут лишиться программ по восполнению в организме добавок витамина А, способствующего защите их жизни.
Еще больше тревожных опасений вызывают другие данные, приведенные в докладе ЮНИСЕФ. Так, по со состоянию на ноябрь этого года, закрытие школ по всей стране в 30 странах затронуло 572 миллиона учащихся, что составляет 33% зачисленных на обучение учащихся во всем мире. По оценкам, из-за серьезных перебоев в предоставлении услуг и роста недостаточности питания в течение года могут произойти 2 миллиона дополнительных детских смертей и 200 000 дополнительных мертворождений. В 2020 г. от истощения или острой недостаточности питания пострадают еще от 6 до 7 миллионов детей, что представляет собой рост на 14%, который приведет к более чем 10 000 дополнительных детских смертей в месяц (в основном в странах Африки к югу от Сахары и Южной Азии). Согласно оценкам, в глобальном же масштабе число детей, живущих в условиях многомерной нищеты — без доступа к образованию, услугам здравоохранения, жилью, питанию, санитарии или воде — к середине 2020 г. выросло на 15%, или еще на 150 миллионов детей.
Для реагирования и предотвращения этого кризиса ЮНИСЕФ призвало правительства стран и партнеров принять соответствующие меры. Предлагается обеспечить обучение всех детей, в том числе путем ликвидации цифрового разрыва, гарантировать доступ к питанию и медицинским услугам и обеспечить доступность и наличие вакцин для каждого ребенка. Также была указана необходимость поддержки и охраны психическогоздоровья детей и молодых людей, предотвращения жестокого обращения, отсутствия заботы о детях, расширения доступа к безопасной питьевой воде, санитарии и гигиене. По мнению организации, также необходимо обратить вспять рост детской нищеты, удвоить усилия по защите и поддержке детей и их семей, живущих в условиях конфликтов, стихийных бедствий и перемещения. В этом контексте одним из бенефициариев такой поддержки и защиты со стороны ЮНИСЕФ безусловно является мирное население Арцаха, находящееся сейчас в условиях гуманитарной катастрофы. После прекращения в Арцахе военных действий и начала реализации миротворческой операции РФ, последняя начала также осуществление гуманитарных действий в поддержку местного гражданского населения. При этом российская сторона подчеркнула необходимость активности такого же рода и со стороны соответствующих структуры ООН — ПРООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Управления комиссара по делам беженцев ООН. Об этом 21 ноября заявил журналистам в Ереване глава МИД России Сергей Лавров по итогам всеобъемлющих переговоров Российской межправительственной делегации с руководством Армении.