Возвращение попавших в плен в ходе Арцахской войны военнослужащих и взятых в заложники азербайджано-турецкими военными мирных жителей, выяснение судеб пропавших без вести лиц, а также оказание помощи и предоставление социальных гарантий семьям наших плененных или пропавших соотечественников — важнейшие задачи, которые после установления перемирия предстоит решить руководству Армении и Арцаха.
Пункт №8 подписанного 10 ноября трехстороннего заявления о полном прекращении огня и всех военных действий в зоне нагорнокарабахского конфликта гласит: “Производится обмен военнопленными, заложниками и другими удерживаемыми лицами и телами погибших”. За этой короткой фразой судьбы сотен военнослужащих и их семей — многие тысячи людей, считающих минуты до той поры, когда написанное станет реальностью. В надежде ускорить процесс освобождения родные и близкие пленных и пропавших без вести бьют во все колокола, сами пытаются собирать информацию, обращаются в ответственные инстанции, проводят акции перед зданиями официальных ведомств.
Вчера подобные акции были проведены перед зданиями Министерства обороны и Посольства Российской Федерации в Армении. Родные пропавших без вести военнослужащих составили список своих разыскиваемых сыновей и письмо с просьбой оказать содействие в скорейшем начале поисковых работ на подконтрольной Азербайджану территории.
Днем ранее проблемы возврата плененных и захваченных Азербайджаном граждан Армении и Арцаха, а также поиска пропавших без вести обсуждались в ходе специального совещания у премьер-министра Никола Пашиняна. Открывая совещание, премьер-министр отметил, что 6-й пункт опубликованной им дорожной карты касается вышеупомянутых вопросов: “В целом нам, конечно, необходимо очень интенсивно работать в этом направлении в ближайшее время. Мы должны обязательно проинформировать членов семей о проводимых работах и не должно быть так, чтобы граждане были вынуждены сами идти, проводить акции перед различными ведомствами, чтобы узнать, что делается для поиска или возвращения своих родственников.
Вчера в Эчмиадзине у меня была короткая эпизодическая беседа с членами семей попавших в плен военнослужащих и мирных жителей и пропавших без вести лиц. Мы договорились, что будем интенсивно работать, обобщим ту информацию, которая у нас есть, и те действия, которые мы будем осуществлять в ближайшем будущем. В частности, есть политическая договоренность об обмене пленными, необходимо уточнить, как, по какому механизму и в какие сроки эта договоренность будет реализовываться, мы должны понять механизмы, связанные с пропавшими без вести лицами”.
Отметив, что за прошедший период бывали счастливые случаи возвращения пропавших, которые просто не имели возможности сообщить о своем местонахождении, глава правительства сказал: “Остается надеяться, что таких случаев будет все больше и больше. А сейчас необходимо подготовиться, чтобы предоставить более конкретную и полную информацию родственникам”.
Премьер-министру были представлены работы по возвращению попавших в плен военнослужащих и мирных жителей, выяснению судеб пропавших без вести лиц. Были обсуждены механизмы поиска пропавших без вести лиц. Были затронуты направления социально-психологической поддержки пострадавшим семьям.
По поручению Никола Пашиняна создана межведомственная рабочая группа, которая занимается оперативным решением вышеперечисленных проблем.
Премьер-министр подчеркнул, что в первую очередь необходимо сохранять постоянную связь с семьями попавших в плен военнослужащих и мирных жителей, выяснению судеб пропавших без вести лиц, и с этой целью создать центр, который будет работать круглосуточно.
“Самое главное — это ежедневная коммуникация с людьми. Государственные учреждения должны сами ехать, встречаться, разговаривать с семьями, понимать их нужды, чтобы оказывать медицинскую, психологическую и социальную помощь”, — сказал Никол Пашинян.
По завершении совещания Никол Пашинян принял в правительстве группу родственников военнослужащих и гражданских лиц, попавших в плен, взятых в заложники или пропавших без вести.
Обращаясь к участникам встречи, глава правительства попросил прощения за то, что до сих пор государственные органы не были в состоянии ответить на их вопросы, а также подробно проинформировал о проведенном только что совещании и принятых решениях. Он подчеркнул, что между ожидающими возвращения своих сыновей семьями и правительством нет разделительной линии и заверил: “Те же чувства, которые испытываете вы и члены ваших семей, также испытываем и мы в наших сердцах, и конечно, по причине войны этот контакт невозможно было установить раньше, что вновь является нашей виной, за что вновь прошу прощения”.
По словам Никола Пашиняна, каждый из тех, кто оказался в такой ситуации должен ежедневно чувствовать, что правительство рядом с ними, что правительство — член их семей, живет их болью, страдает их страданиями. Он попросил выйти из режима протестных акций, а перейти в режим доверительной коммуникации. “У нас есть общая проблема, общая цель, общее горе, и мы должны понять, как идем вперед. То есть нужно открыто, искренне говорить обо всем”.
Никол Пашинян отметил, что со всеми будет общаться во время таких встреч, которые будут регулярными. “Я так сформулировал задачу: сказал — эти люди не сами должны каждый день приходить к нам, а мы должны каждый день идти к ним. Такое впечатление, что разные баррикады и люди по разные стороны. Такого просто не может быть, изначально не может. Мы должны в буквальном смысле слова этот период жить вместе. Это очень трудный период, но мы должны жить с тем допущением, что да, это общая проблема — речь не о члене вашей семьи, а о члене нашей общей семьи. Мы это воспринимаем как нашу общую боль и надеюсь, что по крайней мере очень большое число людей, наших братьев мы сможем найти, вернуть и порадоваться по этому поводу”, — сказал премьер-министр. Он выслушал всех присутствующих, ответил на их вопросы, представил свои пояснения и предложил включить в состав формируемой межведомственной рабочей группы представителей семей пленных и пропавших без вести, что даст возможность постоянной коммуникации.