Производственные мощности Ереванского кожевенного завода практически полностью переведены на выпуск продукции, идущей на нужды нашей армии. Впрочем, еще до начала боевых действий в Арцахе этот завод в сотрудничестве с местными обувными компаниями выполнял заказ по пошиву армейских сапог и ботинок. Но сейчас, как отметил в беседе с нами директор предприятия Ваан Карагулян, весь объем производимой на заводе кожи направляется только на эти цели. При этом, заверил наш собеседник, благодаря внедренным технологиям достигается самое высокое качество продукции.
Отсутствие равных возможностей
Недалеко от центра столицы, в окрестностях парка им. Комитаса, еще с советских времен расположился Ереванский кожевенный завод. За массивными воротами — огромная территория, покрытая красно-оранжевой листвой деревьев, и производственные здания, которые поначалу даже не видны из-за того, что находятся в нижней части крутого склона. Но стоит только обогнуть каменный бюст Степана Шаумяна (имя которого в свое время присвоили заводу) и спуститься по обветшавшим со временем ступеням, как перед взором открывается череда массивных сооружений, как безмолвное свидетельство былого величия кожевенного завода.
В последний раз я была здесь несколько лет назад, когда на заводе заканчивалось строительство новых очистных сооружений для сточных вод. В производственных цехах кипела работа. Конечно, объемы были далеки от советских времен, но все же зольные барабаны не пустовали и шумно обрабатывали мокросоленые шкуры.
А потом настал момент, когда предприятие практически полностью приостановило свою деятельность. Бывший на тот момент владелец Ереванского кожевенного завода Вардан Киракосян говорил в то время, что оборудование вынуждено простаивать из-за отсутствия сырья для обработки. Проблема заключалась в том, что в Армении полностью было открыто поле для экспорта необработанного кожного сырья. В отличие от многих стран, где при вывозе сырьевого материала на границе необходимо выплачивать серьезные таможенные пошлины. К примеру, в России при вывозе одной тонны консервированной коровьей шкуры на границе придется заплатить пошлины в размере двойной стоимости сырья. Ясно, что при таких расценках никому из бизнесменов и в голову не придет импортировать оттуда сырье.
Закупать то же самое сырье отечественному производителю мешало отсутствие равных возможностей с экспортерами, поскольку, по словам того же В.Киракосяна, заводу приходилось выплачивать дополнительные 10% от стоимости сырья для того, чтобы были предоставлены бухгалтерские документы об источниках их получения.
Новое дыхание кожзавода
К счастью, Ереванский кожевенный завод не пополнил длинный ряд приватизированных и неработающих активов в стране. В 2015 году предприятием заинтересовались голландские предприниматели армянского происхождения и после переговоров с бывшим уже владельцем предприятия арендовали часть производственных помещений, а спустя какое-то время стали уже новыми собственниками кожзавода.
“Наша постоянная связь с Арменией началась еще в начале 90-х годов. Мы приезжали сюда, покупали необработанное сырье, отправляя его на наши заводы в Китай, Пакистан, Индию. Надо сказать, что практически все сырье из Армении вывозилось, в основном в соседнюю Турцию, а потом возвращалось в виде готовой продукции на армянский рынок. Вот мы и подумали: а почему не задействовать кожевенную фабрику, а вместо экспорта сырья самим обрабатывать и производить готовую продукцию”, — вспоминает учредитель компании “Армаледер”, один из совладельцев Ереванского кожевенного завода Ерванд Айказ.
Новым собственникам понадобилось несколько миллионов долларов инвестиций, которые были направлены на ремонт помещений, замену крыши, закуп нового оборудования и т.п. По сути, созданная компания стала армянским филиалом одноименного международного бренда по производству одежды из натуральной кожи, Головной офис находится в Голландии, а более 10 заводов компании работают в таких странах, как Индия, Германия, Бельгия и др.
Наряду с ремонтом и переоснащением, завод сразу же приступил к выпуску продукции. Правда, здесь осуществлялся лишь начальный этап обработки сырой шкуры до так называемой стадии “wet blue” — полуфабрикат небесно голубого цвета и очень скользкий на ощупь. В общей сложности в первый год работы здесь было обработано порядка 1000 тонн шкур крупного рогатого скота и 100 тыс. штук овечьей шкуры. Экспортировали в Турцию, Италию, Россию, Китай, Пакистан и др. страны. По словам директора предприятия Ваана Карагуляна, за последние 25 лет после развала Союза на этом заводе не осуществлялся тот объем производства, который был обеспечен уже в первый год работы компании “Армаледер”.
Объемы планируется нарастить
Вот уже больше года как предприятие приступило к производству готовой продукции с охватом всей стадий обработки сырого сырья. Есть даже экспортные поставки кожи в Россию, Грузию и др. страны. В качестве сырья используются как местные шкуры, так и импортируемый полуфабрикат “wet blue”. Наше сырье по-прежнему освобождено от всякого рода экспортных пошли. Но, по словам директора завода, это не мешает нормальному функционированию предприятия, поскольку благодаря связям собственников предприятия каких-либо проблем с наличием сырья не возникает. Более того, местные шкуры не имеют необходимого качества из-за ненадлежащего ухода и забоя крупного рогатого скота в Армении.
Во многом ситуацию может изменить увеличение количества, так называемых, “умных” хлевов в стране, где животных практически не выводят на пастбища, их шкуры не портятся, а убой производится в специализированных помещениях. Однако, по словам нашего собеседника, таких хлевов пока мало, поэтому особо рассчитывать на местное сырье не приходится.
“На самом деле, в Армении нет такого количества фермерских хозяйств с многочисленным поголовьем скота, чтобы предложение необработанного сырья было большим у нас. В лучшем случае местная скотобойня нам может предложить всего лишь несколько десятков килограмм необработанных шкур, в то время как объем одного нашего закупа варьируется в пределах 20 тонн. Возможно, когда скотобойни начнут работать на полную мощь, ситуация несколько изменится. Но сейчас мы в основном импортируем сырье. К примеру, недавно из Уругвая завезли полуфабрикат “wet blue”. Теперь вот делаем конечную обработку. Из России тоже сырье хорошего качества к нам поступает”, — говорит руководитель кожевенного завода.
Весь объем производимой кожи идет сейчас на изготовление армейских сапог. Этот заказ был получен еще в прошлом году, в соответствии с которым планировалось производить кожу в расчете на 50 тыс. пар сапог и ботинок. Для этого было завезено дополнительное оборудование европейского производства, а также новые технологические химикаты с тем, чтобы обеспечить полную водонепроницаемость военной обуви. Больше половины заказа уже выполнено. Теперь, как ожидается, до конца года не только полностью будет выполнен этот заказ, но и существенно увеличатся изначально запланированные цифры.
.