Преступления, совершенные в боевых условиях, не имеют сроков давности. Известны случаи, как военачальники привлекались спустя 50-60 лет после событий, когда имело место преступное деяние
Вооруженные силы террористического азербайджано-турецкого тандема продолжают нещадно обстреливать города и села Республики Арцах. Целенаправленные удары наносятся по гражданским объектам, жилым и административным зданиям, школам, детсадам, христианским храмам.
Ожесточенность обстрелов не оставляет сомнений в том, что Баку и Анкара стремятся уничтожить все армянское в Арцахе. В первую очередь — самих армян. Корреспондент VICE News Мэтью Кассель, находившися в столице Арцаха Степанакерте со 2 по 5 октября, отметил, что, несмотря на наличие у Азербайджана “точных военных технологий, как показано в опубликованных ими видео”, удары по Степанакерту были “сочетанием точечных ударов и неизбирательных атак на гражданские районы”.
Мирное население Арцаха, в частности, города Степанакерт, Шуши, Гадрут, Мартуни подвергаются артиллерийским и авиаобстрелам с использованием Азербайджаном баллистических ракет, кассетных ракет, реактивных систем залпового огня “Град”, “Смерч”, турецких Kasirga, белорусских “Полонез”, израильских LAR 160, порой также израильскими баллистическими ракетами LORA.
Боевая часть ракет 300-миллиметровой РСЗО Kasirga представляет собой 150-кг кассетный боеприпас осколочно-фугасного действия, содержащий 26 000 стальных шариков, что обеспечивает поражение различных целей, таких, как укрепления, объекты коммуникаций и инфраструктуры, бронированные машины, и т.д. Батарейный залп из 6-9 пусковых установок обеспечивает гарантированное уничтожение живой силы в радиусе одного километра.
Реактивные снаряды В-200 “Полонез” комплектуются осколочно-фугасными и кассетными боевыми частями (БЧ). Вес БЧ снарядов всех модификаций составляет 46 кг. Кассетная боевая часть снаряжается 104 кумулятивно-осколочными боевыми элементами М77 производства США и предназначена для поражения открыто расположенной живой силы и военной техники, легкобронированных боевых машин, а также для контрбатарейной борьбы. Каждый боевой элемент имеет радиус сплошного поражения осколками до 3-4 м и способен пробивать броню толщиной до 40 мм.
Особо следует отметить, что 300-миллиметровая дальнобойная РСЗО 9К58 “Смерч” считается площадным оружием. Основные поражающие элементы ракет в этом комплексе — заостренные осколки, которые падают на цель сверху. Сам процесс поражения целей похож на металлический дождь — группы из десятка тысяч таких осколков на высокой скорости попадают в людей и технику, причиняя разрушительный ущерб. Уберечься от 300-миллиметрового снаряда практически невозможно. Особенность системы состоит в том, что всего один залп с 12 направляющих позволяет накрыть площадь в 672 тысячи квадратных метров. Это 62 футбольных поля, усеянных осколками. “Смерч” — оружие для поражения групповых целей: скоплений техники, людей.
Я намеренно привожу эти характеристики, дабы было понятно, во-первых, почему ранения большинства пострадавших носят осколочный характер. На это обращают внимание и работающие в Арцахе медики, отмечая, что “осколки причиняют множественные ранения или приводят к смерти”.
Во-вторых, кассетные боеприпасы относятся к запрещенному виду оружия. В декабре 2008 года в Дублине 93 государства подписали Конвенцию по кассетным боеприпасам, полностью исключающую их применение в боевых действиях. Впрочем, крупнейшие производители и эксплуатанты кассетных бомб и снарядов — Китай, Россия, США, Индия, Бразилия, Южная Корея, Пакистан и Израиль — участвовать в соглашении отказались, ссылаясь на высокую эффективность подобного оружия. Тем не менее, эти страны соблюдают ограничения, налагаемые на оружие неизбирательного действия, в частности, запрет на его использование в густонаселенных районах. Чаще всего в конфликтах применяются авиационные бомбовые кассеты. Они представляют собой тонкостенные авиабомбы, набитые небольшими боевыми элементами массой до 10 килограммов. В одной кассете может быть до 100 таких “бомбочек” — противопехотных, противотанковых, зажигательных и других. После того, как боеприпас сбрасывается, корпус бомбы разрушается на определенной высоте, и десятки боевых элементов смертоносным дождем накрывают огромную площадь. При этом их боевые элементы не всегда срабатывают при контакте с землей и даже годы спустя на них подрываются ни в чем не повинные люди.
К прописанным в международном праве военным преступлениям относится и нанесение ударов по религиозным объектам и памятникам культурного наследия. А 8 октября прицельным огнем с азербайджанской стороны дважды наносились воздушные удары по Собору Святого Всеспасителя Казанчецоц в центре культурной столицы Арцаха — города Шуши. Храму причинен значительный ущерб. После первого удара лишь по счастливой случайности не пострадали находившиеся в Соборе люди, возносившие молитву о мире. Более того, в момент удара в храме находились женщины и дети, прятавшиеся там от ночных бомбежек Степанакерта. От второго обстрела Собора пострадали и мирные жители, и находившиеся в храме российские журналисты.
Женевская конвенция выделяет 8 наиболее тяжких военных преступлений в международном праве:
бесчеловечное отношение (пытки, эксперименты биологического характера, истязания и увод в рабство);
захват людей в качестве заложников;
причинение мучений, страданий, в том числе путем телесных повреждений (отрезание конечностей, ввод ядов в организм, психологическое насилие);
умышленное убийство (проявления действий убийства, не связанных с атакой противника или обороной);
перевод военнопленных, гражданского населения противника на службу в собственных войсках;
массовое уничтожение имущества, не связанное с ведением боевых действий;
лишение военнопленных, иных лиц нормального судопроизводства (вынесение решений формата “без суда и следствия”);
депортация, лишение свободы лиц, не связанные с законными основаниями.
Все перечисленные преступления совершались Азербайджаном — в нынешней войне, в войне 1991-94гг., в четырехдневной войне в апреле 2016г.
Военные преступления являются наиболее серьезными правонарушениями, охватывающими широкий спектр общественных отношений. Преступность подобного плана имеет направленность против мира, против человечности, поэтому вопросы о ней решаются на межгосударственном уровне. Международным сообществом принято множество нормативных актов, регламентирующих вопросы военной преступности. Привлечением к ответственности занимаются специальные юрисдикционные органы, основным из которых является Международный уголовный суд.
Американский адвокат, один из ведущих специалистов по правам человека и международному праву Альфред де Заяс считает, что президент Азербайджана Ильхам Алиев должен предстать перед Международным уголовным судом по обвинению в осушествлении акта агрессии. Бывший независимый эксперт Совета ООН по правам человека Альфред де Заяс сказал также, что “территория не может быть священнее живущих на ней людей”. Он отметил, что “Нагорный Карабах объявил о своей независимости от Азербайджана в декабре 1991 года, и эта декларация соответствует современному международному праву”.
Эту точку зрения полностью разделяют в Арцахе и Армении, где продолжают свою работу миссии по сбору фактов военных преступлений азербайджано-турецкого тандема. Европейский суд по правам человека уже удовлетворил требование правительства Армении и применил промежуточную меру по отношению и к Азербайджану, и к Турции, тем самым подтвердив причастность Анкары к вышеназванным военным преступлениям. Тем самым Армения получила основания оказывать давление на Турцию, постоянно представляя новые факты о том, что та продолжает содействовать Азербайджану в таргетировании гражданского населения. По словам экспертов, невыполнение Баку и Анкарой требований ЕСПЧ чревато для них применением санкций в их отношении.
Количество военных преступлений, совершенных Баку и уже признанной международным сообществом участником войны Анкарой, растет с каждым днем боевых действий. Азербайджан и Турция должны будут ответить за эти преступления по полной.
Кстати, преступления, совершенные в боевых условиях, не имеют сроков давности. Известны случаи, как военачальники привлекались спустя 50-60 лет после событий, когда имело место преступное деяние. И Алиев, и Эрдоган, как бы они ни лгали и ни выкручивались, ответят за кровь наших детей, женщин, стариков и молодых ребят, с оружием в руках защищающих сегодня Арцах и Армению от геноцидальных планов Баку и Анкары!