Азербайджано-турецкая агрессия против Арцаха проявляется в том числе в форме культурного «джихада».
Соборы не гибнут – они горят, их бомбят, но они возрождаются. История знает немало таких примеров: Реймский собор (сгоревший в Первую мировую войну), два раза разрушенный собор Магдебурга, взорванный и отстроенный вновь Храм Христа Спасителя в Москве, пострадавший от пожара в прошлом году собор Собор Парижской Богоматери, который уже восстанавливается и многие другие.
Сегодня в их ряду стоит и святыня армян Арцаха — Кафедральный Собор Святого Христа Всеспасителя Казанчецоц в Шуши, который два раза подвергся бомбежке 8 октября в результате агрессии, развязанной против Арцаха Азербайджаном и Турцией. Варваров и агрессоров не остановило то обстоятельство, что в храме молились люди, находились дети и зарубежные журналисты. Жизни мирных людей для них ничего не стоят, что уж говорить об историко-культурном и религиозном памятнике? Тем более, что этот варварский почерк Азербайджана хорошо известен. Этот тот же почерк, который уничтожил в армянском Нахиджеване (он был передан под контроль Азербайджана в 1921 г.) было уничтожено 27 тысяч памятников армянского культурного наследия VII—XIX веков — церквей, монастырей, часовен и уникальных хачкаров.
Вопиющий факт разрушения в 2005 году азербайджанскими военными экскаваторами 2000 армянских хачкаров на кладбище около города Джуга в Нахиджеване запечатлён на видеокадрах и многочисленных фотографиях. Целенаправленное же уничтожение хачкаров началось с 1998 года. Теперь на месте средневекового армянского кладбища находится азербайджанский военный полигон.
Как тут не вспомнить историю уничтожения террористическим государством ИГИЛ христианских, исламских и античных памятников в Ираке и Сирии? А с учетом того, что сегодня против Арцаха в одном ряду с азербайджанскими и турецкими солдатами воюют еще и сирийские наемники, цели и задачи агрессоров становятся более чем ясными… Потому варварское посягательство Азербайджана на культурно-религиозное наследие Арцаха должно быть осуждено на самом высоком уровне. Точно так же, как и это было во время уничтожения игиловцами цивилизационного наследия человечества на Ближнем Востоке.
Нелишне отметить, что бомбежка и целенаправленная попытка уничтожения Кафедрального собора Казанчецоц в Шуши для Азербайджана имеет особое, можно даже сказать сакральное значение.
Шуши своей родиной называет единственный и неповторимый «посол всех времен» Азербайджана в РФ Полад Бюльбюль-оглы. Бывший министр культуры своей страны, «голубь», а точнее «соловей мира», который все еще не спел свою «лебединую песню» на ниве культурной борьбы с армянами. Не стесняясь своего высокого ранга и пренебрегая дипломатической этикой, он не раз позволял себе в публичном пространстве и с разных авторитетных площадок непозволительные и агрессивные высказывания в адрес Армении и ее народа, намеренно искажал исторические факты и вел активную борьбу за присвоение Азербайджаном армянского материального и нематериального культурного наследия.
Основным полем его «культурного джихада» против армян стало ЮНЕСКО, главой которого он пытался стать три года назад. Какой урон могло это нанести, окажись Бюльбюль-оглы на этом посту, трудно себе представить, поскольку у Азербайджана и иже с ним весьма своеобразные представления об охране и защите культуры. И сейчас, когда уже идет война, Бюльбюль-оглы бросается на «амбразуру», всячески обеляя и находя оправдание агрессии Баку. Настоящее же отношение к культурному наследию — вот оно: разрушенная варварской бомбардировкой церковь Казанчецоц и раненные мирные люди, в числе которых были известные российские журналисты.
Арцах для агрессора- это чужая земля, чужие церкви и памятники, для пришлых варваров ценности не представляющие! Им нужно выжечь, вытоптать, уничтожить все то, что армяне созидали веками. В этом смысл их существования и борьбы. Ни на что другое они не способны. Армяне это уже проходили, и не раз. И не раз возрождались как фениксы из пепла. Возрождался и собор Казанчецоц — после первой Арцахской войны. Возродится и сейчас. Он стоит, раненый, но не сломленный. Соборы не гибнут.