Создающийся Турцией в Азербайджане плацдарм террористов, помимо армянского, будет действовать еще в трех направлениях — иранском, центрально-азиатском, северо-кавказском/российском.
Беспокойство Ирана развитием военных действий, развязанных азербайджано-турецким тандемом в Арцахе, растет в геометрической прогрессии. Это неудивительно, ибо Иран является единственным государством, имеющим непосредственные границы со всеми тремя сторонами азербайджано-арцахского конфликта — Азербайджаном, Арменией и Арцахом. А военные действия, развязанные Азербайджаном, проходят очень близко в том числе к границе с Ираном. И причин для беспокойства немало.
Во-первых, было несколько случаев случайного попадания снарядов из зоны боевых действий на территорию Ирана, в частности, на территорию приграничного иранского села Парвисханлу, в 10-12 километрах от границы Ирана и Арцаха. В результате был ранен 6-летний ребенок. Был также случай падения на иранской территории сбитого подразделениями Армии обороны Арцаха в районе Варазатумб (Леле Тепе) боевого азербайджанского вертолета. Понятно, что это, как объяснило Министерство обороны, не было преднамеренным, но все же…
С другой стороны, избежать подобных случаев крайне сложно, поскольку действия ВС Азербайджана близ иранской границы носят явно провокационный характер. По словам представителя Министерства обороны Армении Арцруна Ованнисяна, на южном направлении линии соприкосновения азербайджанские подразделения скапливаются большими группами вдоль границы и пытаются продвинуться вперед.
Таким образом азербайджанская сторона пытается спровоцировать арцахскую сторону на огонь или нанесение удара по линии границы, то есть фактически в направлении Ирана. А 7 октября армянская сторона обратилась к Ирану с призывом не позволять азербайджанским силам переходить пограничную реку Аракс. Арцрун Ованнисян сообщил журналистам, что от иранской стороны есть ответ, и не только в виде политических заявлений. Однако, учитывая деликатность вопроса, в подробности вдаваться не стал.
Так или иначе, а Иран направил официальные ноты Армении и Азербайджану. Официальный представитель МИД ИРИ Саид Хатибзаде сообщил, что «помимо отслеживания этого вопроса пограничниками нашей страны, состоялись встречи с пограничниками Азербайджана и Армении, были переданы письма с официальным протестом».
Второй, еще больший повод для серьезной обеспокоенности Тегерана, — присутствие в зоне боевых действий в Арцахе воюющих на стороне Азербайджана турецких наемников из действующих в Сирии террористических организаций. За все дни начавшейся 27 сентября военной агрессии тандема Баку-Анкара против Арцаха руководители Ирана не раз заявляли о неприемлемости для Тегерана появления террористов у иранских границ. Нельзя завозить террористов из Сирии и других стран и удерживать их у границ Ирана под какими-либо предлогами, заявил президент ИРИ Хасан Роухани. «Мы воевали с террористами и отгоняли их от наших границ, с ними воевали такие люди, как мученик Сулеймани. Мы воевали с террористами в Сирии, Ливане и Ираке при помощи этих народoв. Неприемлемо, чтобы некоторые люди пытались перебрасывать террористов из Сирии и других мест в регионы у иранской границы под различными предлогами», — подчеркнул Роухани. Он отметил, что озвучил это предупреждение сторонам конфликта, а также предупредил третьи страны o недопустимости провоцирования конфликта и «обострения огня войны».
Конкретизировать эти «третьи страны» президент Роухани не стал, но очевидно, что Тегеран, которого часто называют «вечным соперником» Анкары, отнюдь не в восторге от активизации Турции в регионе и усиления турецкого фактора на Южном Кавказе в целом и в Азербайджане, в частности. Мудрый Тегеран понимает, что появление в Азербайджане турецких наемников-террористов связано не только с азербайджано-арцахским конфликтом и Арменией, но и со стремлением Анкары полностью подчинить себе Азербайджан. Азербайджанское руководство уже и пикнуть не смеет без указаний Анкары. Экс-глава МИД Арцаха Арман Меликян считает, что посредством джихадистов президент Турции Реджеп Эрдоган, который наверняка просчитал множество вариантов развития событий, создает в Азербайджане военную базу для осуществления в этой стране смены власти в случае поражения Алиева в нынешней войне в Арцахе. Т.е. всю ответственность за поражение в войне, на которую Азербайджан подталкивала Турция, Эрдоган возложит на Алиева, власть которого и так расшатана, а потом осуществит смену власти в Азербайджане. А в Азербайджане создается плацдарм джихадистов, который, помимо армянского, будет действовать еще в трех направлениях — иранском, центрально-азиатском, северо-кавказском, то бишь российском.
Подобный разворот событий сам по себе серьезнейшая угроза для всех стран Южного Кавказа. С учетом же того, что шиитский Иран заинтересован в проирански настроенных властях в Баку, а в случае реализации вышеописанного эрдогановского сценария руководство Азербайджаном возьмут силы суннитского толка, нельзя исключать возможного противостояния между Ираном и Турцией, в том числе вплоть до военного вмешательства Тегерана в этот процесс. И это лишь часть стоящих перед государствами региона вызовов.