Крупномасштабная военная агрессия против Арцаха, развязанная Азербайджаном в тандеме с Турцией, в течение всего нескольких дней оказала серьёзное и в каком-то смысле даже «отрезвляющее» влияние на всю геополитическую картину, которая складывалась в южно-кавказском регионе на протяжении последних нескольких десятилетий.
Даже в отличающихся некоей стабильной будничностью армяно-российских отношениях сложилась, по сути, беспрецедентная ситуация, которую с выгодой для геополитического будущего региона могут в равной степени использовать и Москва, и Ереван. Импульсом для такого, отчасти, вынужденного, но и давно назревавшего переформатирования и обновления сотрудничества двух давних и естественных союзников – России и Армении стало вовлечение в большую геополитическую игру на Южном Кавказе Турции, которая, в открытую ввязавшись в карабахский конфликт, своей однобокой и деструктивной позицией угрожает не просто смещением равновесия в большой региональной игре, а дестабилизацией всего региона, втянув его в горнило войн и непрекращающихся больших и малых конфликтов всех со всеми.
Именно осознавая губительные для региона последствия проталкиваемой Эрдоганом на этом геополитическом пространстве милитаристской политики, официальный Ереван уже несколько дней открыто и недвусмысленно формулирует тезис о том, что Турция должна уйти из Южного Кавказа, и этот уход должен быть бесповоротным.
«Международное сообщество должно решительно осудить агрессию Азербайджана, осудить агрессию Турции и потребовать, чтобы Турция вышла из этого региона, потому что военное присутствие Турции на Южном Кавказе не сулит ничего хорошего. Это может привести к дальнейшей эскалации, к увеличению масштаба этих военных действий. И сейчас международное сообщество должно предпринять конкретные усилия, чтобы заставить Турцию выйти из Южного Кавказа, заставить Азербайджан прекратить агрессию и боевые действия», — сказал премьер-министр Никол Пашинян в интервью программе «60 минут»телеканала «Россия» уже в самые первые дни войны. Предупредив, что Турция ищет повод для более широкого вовлечения в Нагорно-Карабахский конфликт, глава армянского правительства подчеркнул: «Они ищут повод, чтобы привести свои войска в Нахиджеван (это азербайджанский анклав, граничащий с Турцией, Арменией и Ираном). Хотя у нас есть информация, что там уже находятся некоторые подразделения турецкой армии. В этом нет никакого секрета, потому что турецкие войска находятся в Азербайджане с августа. Они начали совместные военные учения, и эта война началась как продолжение этих военных учений». После этого заявления дальнейшее развитие событий только подтвердило правильность этой оценки.
Армения в силу исторического опыта, геополитических реалий и проекции сценариев будущего особенно явственно понимает, что дальнейшее усиление Турции в регионе чревато совершенно непредсказуемыми вызовами, справиться с которыми, чтобы вернуть жизнь в регионе в нормальное безопасное русло, будет сложнее сложного. Турция в регионе Южного Кавказа может сыграть только одну роль – роль геополитического детонатора, и только ей, единственной на планете, может быть выгодно ввести этот регион в состояние неугасающего пожара, из которого официальная Анкара предвкушает выуживать каштаны руками своего этнического сателлита – Азербайджана.
По сути, Азербайджан, сначала впустил в страну джихадистов, которые немедля принялись устанавливать свои порядки и чуть ли не принуждать местное население к следованию нормам шариата; потом передал бразды правления в армии турецким советникам-комиссарам. В настоящее времянесговорчивость официального Баку объясняется именно расчётом на турецкую поддержку, подпитывается неприкрытой агрессивной риторикой и уже доказанным военным присутствием Турции на азербайджанской территории.Азербайджан действует в логике искривлённой реальности, не учитывая того, что за совершаемые военные преступления и преступления против человечества в своё время придётся держать ответ.
Таким образом, единственным залогом возвращения ситуации в регионе в состояние баланса и безопасности является полное и безусловное вытеснение из его пределов незваного соседа, ведущего себя здесь, как слон в посудной лавке.
С другой стороны, уход Турции из Южного Кавказа может означать только одно – беспрецедентное усиление России в этом ключевом регионе, поскольку другие глобальные и региональные игроки либо не имеют возможности сколь-либо весомого и реального геополитического присутствия, либо сосредоточены на решении других более насущных для себя вопросов, либо, наученные историческим опытом (времён Первой мировой войны или более давним), даже не рассматривают это направление в контексте своих стратегических интересов.
Учитывая все эти аспекты, можно с уверенностью сказать, что нынешняя, спровоцированная недальновидной агрессивной политикой Эрдогана с Алиевым геополитическая «встряска», создала реальную возможность нового качества армяно-российских союзнических отношенийи поднятия этого сотрудничества на принципиально новый геополитический уровень, на котором экзистенциальные интересы Армении на 100 процентов совпадают с геополитическими интересами России, которые в этом регионе формируются, по сути, с 18 столетия, если не ранее.
Столь же долго Россия играет в регионе роль стабилизирующего фактора, что делает её ещё большую активизацию на этом пространстве необходимым условием возвращения Южного Кавказа к состоянию баланса интересов и устойчивой безопасности, а саму Россию, по сути, ключевым гарантом возвращения жизни населяющих регион людей в нормальное русло. Применительно же к нынешней азербайджано-арцахской войне, способность России сыграть стабилизирующую роль ещё более возрастает, учитывая, что в качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ именно Россия обладает самым большим инструментарием для возвращения процесса в мирное русло.
В формировании этой новой ситуации огромную и неоценимую роль сыграла, конечно, Армия обороны Арцаха, которая за девять дней войны доказала региональным игрокам, что статус-кво, который был достигнут в 1994 году в результате одержанных армянами в первой Арцахской освободительной войне побед, не является лишь историческим фактом, но базируется на высокой боеготовности двух армянских армий. В 2020 году, сначала в июле во время позиционных боёв на армяно-азербайджанской границе, и сейчас, в ходе нескольких первых дней крупномасштабной войны в зоне нагорно-карабахского конфликта Вооружённые силы Армении и Армия обороны Арцаха доказали, что по праву считаются самыми организованными и самыми боеспособными воинскими формированиями в регионе. Особенно, если учесть, какие немереные силы, средства и информационные ресурсы были брошены Азербайджаном и Турцией на военные и идеологические фронта, а также сколь тщательно и скрупулёзно разрабатывался и просчитывался план нынешнего «блиц-крига», бесславный провал которого уже всем очевиден.
Разумеется, в российско-армянских отношениях, особенно в плоскости экспертных кругов, неправительственных организаций и общественного дискурса в последние годы не обходилось без сгущающихся туч или нагнетания страстей. В некоторых экспертных кругах России определёнными центрами силы, спонсируемыми из Азербайджана, Турции и иже с ними, планомерно и целенаправленно осуществлялись пропагандистские вбросы, проводились информационные и псевдоаналитические «диверсии» с целью посеять в общественном сознании зерно сомнения и недоверия. Настойчиво повторяемый, внедряемый в идеологическую повестку российского общества со всей изощрённостью современных политтехнологий постулат о том, что, якобы, некоторые круги политического руководства Армении взяли курс на отдаление от России и вытеснение её из армянской повестки в последнее время стал давать свои плоды. Наверное, просчётом армянской общественной и политологической мысли было то, что угроза такой информационной диверсии на российском информационном поле не воспринималась как требующая незамедлительного и мощного контрдействия, отчасти также того, что реальные контакты лидеров Армении и России давали конкретные результаты, а страна была нацелена на повестку внутренней политической и экономической реформации.
Однако происходящие в регионе Южного Кавказа события и, в особенности, новые военные реалии сейчас дают уникальный шанс поднять на новый уровень армяно-российские отношения по существу и во всех аспектах, в том числе, и в общественно-политическом дискурсе. Армения не раз доказывала, что является проверенным союзником в решении геополитических задач.Одно из ярких свидетельств этого –отправка гуманитарного контингента в Сирию.Учитывая всё сказанное, а также со всей очевидностью продемонстрированную армянской армией военную дееспособность, Армения доказала, что является региональным надёжным партнёром не только в регионе Южного Кавказа, но и в соразмерной мерена сирийском, средиземноморском и ближневосточном направлениях.
Какими бы неосторожными высказываниями на уровне экспертно-аналитического сообщества ни оттенялась истинная суть взаимоотношений, основанных на стержневом совпадении интересов и целей, истиной остаётся одно: политика- это не игра слов, это неразрывное сплетение и слов, и действий.И уж точно, реальная геополитика независима от суждений экспертов-аналитиков — там действуют другие постулаты, столь же неукоснительные, сколь физические законы природы.
Арам АНАНЯН
Статья опубликована 6 октября, 2020 16:07
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…