Президент Турции Реджеп Эрдоган крайне резко отреагировал на заявление глав государств-сопредседателей Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху — России, США и Франции.
Владимир Путин, Дональд Трамп и Эммануэль Макрон самым решительным образом осудили эскалацию насилия на линии соприкосновения в зоне Нагорно-Карабахского конфликта. Они призвали участвующие в боевых действиях стороны к немедленному прекращению огня, а руководителей Армении и Азербайджана — незамедлительно взять на себя обязательства добросовестно и без выдвижения предварительных условий возобновить переговоры по существу урегулирования при содействии сопредседателей Минской группы ОБСЕ.
Эрдоган назвал недопустимыми призывы МГ ОБСЕ к прекращению огня в Нагорном Карабахе. «Минская группа, состоящая из США, России и Франции, за 30 лет не смогла решить вопрос c Карабахом. А сегодня она пытается найти путь к перемирию на фоне происходящих негативных событий, и это недопустимо», — заявил он, выставив требование к Арцаху и Армении «немедленно покинуть оккупированные территории».
По логике Эрдогана, армяне должны уйти из Арцаха. Это не утрирование с моей стороны. Под «оккупированными территориями» выступающая на стороне Азербайджана Турция понимает Арцах как таковой.
Отказ президента Турции, которая вместе с Азербайджаном участвует в военных действиях против Арцаха и Армении, от прекращения огня означает, что Эрдоган готов по примеру своих предков, которые с конца 19-го и до середины ХХ века планомерно уничтожали и депортировали армян из Османской Турции и Западной Армении, осуществить еще один геноцид армянского народа — в Арцахе, а потом и в Армении. Потому что армяне, Армения своим существованием мешают планам Турции в реализации турецкой пантюркистской мечты о «Великом Туране», границы которого в их мечтах охватывают и Иран, и Кавказ, и огромные регионы России, и страны Средней Азии. Азербайджан в этих планах является для Турции инструментом и пушечным мясом.
То, что в разговоре с главой МИД России Сергеем Лавровым турецкий министр ИД Мевлют Чавушоглу, согласно сообщению МИД РФ, высказался за немедленное прекращение боевых действий в Карабахе и недопустимость вовлечения в конфликт в Нагорном Карабахе боевиков из других регионов, оптимизма не вызывает. Никаких признаков прекращения азербайджано-турецкой агрессии против Арцаха и Армении нет. Более того, через государственное турецкое агентство Anadolu было распространено сообщение о том, что в ходе телефонного разговора с Лавровым Чавушоглу подчеркнул, что прекращение огня не будет иметь смысла без долгосрочного урегулирования конфликта и «прекращения оккупации Арменией территорий Азербайджана», ибо «без деоккупации столкновения начнутся снова».
Вестись на лисью дипломатию вечно виляющей и лгущей Анкары, прикрывающей овечьей маской волчий оскал, ни Ереван, ни Степанакерт, разумеется, не станут. Да и, честно говоря, заявление сопредседателей и вообще международного сообщества, по большому счету, запоздало. С вовлечением Турции в азербайджано-арцахский конфликт изменилась региональная и геополитическая конфигурация в регионе. Заметили, наверное, что вместо президента Азербайджана Алиева на адресованное в том числе ему заявление международных посредников ответил президент Турции.
Не будет большим преувеличением сказать, что Азербайджана как независимого гособразования более не существует.
Мы много писали о ползучей оккупации Турцией Нахиджевана, который, согласно Московскому договору от 16 марта 1921 г. между Россией и Турцией был передан под протекторат Азербайджана в качестве автономной территории, при условии, что Азербайджан не уступит сего протектората третьему государству. Де-факто Баку уже давно не контролирует происходящие в Нахиджеване процессы. Дальше — больше.
На наших глазах Азербайджан превращается в прокси-страну Турции, заявила пресс-секретарь МИД Армении Анна Нагдалян. «Как и в 2016 году Азербайджан для создания соответствующего фона идет на определённые шаги, одним из которых является критика действий Минской группы ОБСЕ. Под сомнение ставится эффективность сопредседателей, и все это делается только с одной целью — укрепить роль Турции на Южном Кавказе. Надо с болью признать, что на наших глазах Азербайджан превращается в прокси-страну Турции», — сказала она.
Нагдалян отметила, что вместе с другими прокси-странами Азербайджан предпринимает шаги по нарушению мира и стабильности в регионе. «Как ответственный член международного сообщества Армения и Арцах в рамках своих возможностей будут делать все возможное, чтобы пресечь любые действия, направленные на нарушение мира и стабильности в регионе», — отметила она.
Более того, МИД Армении не сомневается, что со временем территория Азербайджана будет использована как место дислокации террористов, и регион превратится в арену кровопролития. А это уже «угроза региональному миру и безопасности, а также угроза соседним регионам». «Действия Турции нарушают стабильность региона и мешают усилиям мирового сообщества, направленные на прекращение военных действий. Мировое сообщество призвало воздержаться от подобных действий, и Турция должна прислушаться. Переброска из Сирии и Ливии в Азербайджан боевиков преследует далеко идущие цели и будет иметь катастрофические последствия для региона Южного Кавказа», — подчеркнула Нагдалян.
Что касается урегулирования азербайджано-арцахского конфликта, то в складывающейся ситуации возникает вопрос — с кем Армении, Арцаху и сопредседателям придется вести переговоры — с Азербайджаном или Турцией? Вопрос немаловажный, ибо от ответа на него зависит и повестка переговоров, которая в случае Турции должна будет быть расширена.
Ну, а пока Армия обороны Арцаха продолжает успешно отражать не стихающие атаки азербайджано-турецких сил, на поле брани формируя будущие контуры военно-политической конфигурации в регионе.