После принятия правительством решения объявить в Армении военное положение в связи с военными действиями, начатыми вооруженными формированиями Азербайджана в направлении Республики Арцах утром 27 сентября 2020, Национальное Собрание, согласно законодательству РА, созвало специальное заседание.
На заседании выступил премьер-министр Никол Пашинян, представив ситуацию на арцахо-азербайджанской линии соприкосновения. Нападению, сообщил он, подверглись все позиции Армии обороны Арцаха (в тот момент бои шли на северо-западном и северо-восточном направлениях), тем самым Азербайджан предпринял попытку решить вопрос военным путем, оккупировать Нагорно-Карабахскую Республику.
«Есть жертвы, в том числе и среди гражданского населения, удар нанесен и по столице Степанакерту. Армия обороны сдерживает атаки противника», сказал премьер добавив, что ситуация напряженная, находится в развитии, так что говорить о целостной оценке пока рано.
Премьер отметил, что в сложившейся ситуации существует реальная угроза нападения на Республику Армения, что и вынудило правительство ввести военное положение и объявить всеобщую мобилизацию.
Никол Пашинян заявил, что в любой ситуации мы не уступим ни пяди земли нашей Родины
По словам премьера, на самом деле ничего стратегически неожиданного в происходящем нет: “По сути, контекст этой истории таков: перед нашим народом стояла и продолжает стоять дилемма — отказаться от прав народа Арцаха или получить войну. Я хочу, чтобы мы очень четко констатировали, что позиция Азербайджана фактически была таковой все это время. Не будет преувеличением сказать, что это очередной и, возможно, самый важный этап нашей тысячелетней борьбы”.
Премьер ответил также на более десятка вопросов депутатов. Раскрыв скобки, он заявил, что в повестке переговоров всегда стоял вопрос сдачи без предварительных условий буферной зоны вокруг Арцаха и что Азербайджан не готов признать Арцах со статусом выше автономной области. «Буквально сейчас можем остановить все, если согласимся. Вы согласны с этим?», — обратился Никол Пашинян с вопросом к народным избранникам. Как и следовало ожидать, в зале прозвучало единогласное «Нет».
На вопрос лидера фракции «Просвещенная Армения» Эдмона Марукяна, стои́т ли сейчас вопрос о признании независимости Арцаха на повестке дня, премьер ответил: «Да, в повестке такой вопрос имеется».
«Мы должны очень серьезно обсудить этот вопрос. На практике, возможно, начнется и общественное обсуждение, — сказал Пашинян, добавив — Равно как и вопрос военно-политического союза с Арцахом». Не исключив при этом возможность общественного обсуждения.
Парламентарии проявили большую решимость признать на этом этапе независимость Арцаха, постоянно отмечая в своих выступлениях необходимость этого шага.
Депутат от фракции «Процветающая Армения» Наира Зограбян отметила: накопленный за минувшие годы опыт работы с международными организациями показывает, что эти организации каждый раз ставят знак равенства между Арменией и Азербайджаном, хотя все прекрасно знают, кто агрессор. «Они (азеры) с детсада прививают ненависть к армянам, и тщетно надеяться, что наступит мир. Азербайджан наплевал на им же подписанные международные конвенции — что же еще он должен сотворить, чтобы всем стало ясно: агрессор именно он. Мы имеем дело с противником, с которым невозможно говорить на языке мира», — заявила она, предложив с этого же момента приступить к процессу признания Арцаха.
Депутатский корпус выразил полное согласие с ней, так что время пошло.
Большое внимание уделили народные избранники также вопросу вмешательства Турции, призвав мировое сообщество дать оценку позиции соседней страны-члена НАТО.
Референдумом о присоединении Арцаха к Армении провозгласил победу в развязанной ныне войне участник Арцахской войны, депутат с многолетним опытом Сасун Микаелян.
Что касается референдума, то это, само собой разумеется, после признания Арменией независимости Арцаха. Как отмечалось выше, политическая элита Армении полна решимости незамедлительно приступить к процедуре общественного обсуждения вопроса о признании Арцаха. Ни одна власть независимой Армении не предпринимала этого шага исключительно ради того, чтобы не помешать переговорному процессу. Ныне же, как известно, азербайджанская сторона делает все, чтобы сорвать переговорный процесс. И ей это почти удалось.