Или как строитель стал ресторатором
Экскурсия к языческому храму Солнца в селении Гарни вот уже много лет стала как бы обязательной программой для туристов, посещающих Армению. Одним из самых излюбленных мест является этот древний храм и для местных жителей, приезжающих сюда со всех концов нашей страны, чтобы насладиться необыкновенным по своей красоте зрелищем, кажущимся порой нереальным. Изумительные склоны, величественно наклонившиеся над рекой Азат, нерукотворная “Симфония камней” в ущелье реки и возвышающееся над всем этим изысканное сооружение, построенное в греческом стиле, завораживают и одновременно уносят от проблем и суеты.
Это состояние умиротворения продолжается и после, когда заезжаешь в село Гарни, в гости к местным жителям, чтобы увидеть, как пекут настоящий армянский лаваш в тондыре и здесь же попробовать обжигающий свежевыпеченный хлеб. Но главное, чем гордятся гарнийцы, — своей изумительной природной водой. И потому рыба, выращенная в этих водах, особенно вкусная, что подтвердит каждый, кто хотя бы раз побывал в этих местах и вкусил все прелести местной рыбной кухни.
Но в Гарни есть особое место, где вода, добираясь из недр до поверхности земли, дает начало природному роднику. В этом месте вот уже почти двести лет живет семья Багдасарянов, переселившихся сюда в далеком 1828 году из Ирана.
— Мои предки были родом из города Маку, где родился и Чаренц. И вот уже шесть поколений нашей семьи живет в Гарни. Я тоже родился и вырос в этом доме. Потом уехал в Ереван, учился в Политехническом институте на строительном факультете и долгое время после этого работал в столице по своей специальности. После развала СССР многое, конечно же, изменилось в моей жизни, как и в жизни всех людей. Хотя по-прежнему я старался не уходить из строительной сферы. И вот в конце 90-х годов мне предложили работу в рыбоводческой компании “Акватех Автоматика”, которая на тот момент была одной из ведущих в своей области. Проработал там более 10 лет, спроектировав и построив за это время несколько крупных рыбоводческих хозяйств в Масисе и Эчмиадзине. Но настало время, когда я решил пуститься, так сказать, в свободное плавание, создав свой собственный бизнес, — рассказывает Гагик Багдасарян, нынешний глава большого дома семьи Багдасарянов.
Возродившийся особняк
На дворе стоял 2009 год — год мирового кризиса, который не обошел стороной и Армению. Однако известную истину о том, что кризис открывает новые возможности, можно смело применить к нашему герою. Имея за плечами профессиональный опыт в проектировании и строительстве, он начал практически заново отстраивать дом своих предков, соорудив на склоне своего участка площадью в 2800 кв. метров целый каскад бассейнов для выращивания рыб, вокруг которых разбил живописные сады, щедро разросшиеся от исходящей вокруг влаги гарнийской воды. И во всем этом великолепии построил небольшие павильоны в армянских традициях, вывесив над каждым из них деревянную табличку с именем одного из своих прадедов. Казалось, его предки вновь возродились в этом старинном семейном особняке, двери которого отныне гостеприимно открылись и для множества посетителей, приезжающих сюда со всех концов мира.
Придумать название новому семейному бизнесу не составило особого труда. Ведь вся идея была основана вокруг природного источника, берущего начало на этом участке. Поэтому иначе как “Ахпюри ачк” (“Глаз родника”) на большой вывеске дома представить было невозможно.
Очень скоро дом Багдасарянов стал одним из самых посещаемых мест в селе Гарни. Туристам здесь предлагали изыски традиционной армянской кухни, гостеприимно показывали каждый уголок живописного участка, пекли для них лаваш в разожженном тондыре, что особенно завораживало иностранных гостей.
Мой собеседник еще долго рассказывал о становлении семейного бизнеса, о том, сколько преград пришлось преодолеть для достижения своей мечты. Мне, правда, все время не давал покоя один вопрос. Построить сложные по своим инженерным решениям сооружения — это, понятно, профессионализм, выработанный годами работы в качестве инженера-строителя. Но как он сумел освоить рыбоводческую деятельность, требующую не менее специализированного подхода?
— Студенты всего четыре года обучаются в институте и получают специальность. Как вы думаете, неужели за десять лет работы в рыбоводческой компании я не сумел бы научиться всем тонкостям этого дела? — улыбнувшись, ответил основатель ресторанного комплекса “Ахпюри ачк”.
И это пройдет…
Слушая его, я все время думала о том, что, действительно, успех всегда приходит к тому, кто не стоит на месте, а постоянно учится и идет дальше. Успех же нового бизнеса был настолько велик, что еще в прошлом году посетителям приходилось за неделю-две бронировать место, чтобы побывать в этих местах. Заодно пользовались плодами этого успеха и соседи Гагика, у которых туристы покупали то сыр, то яйца, а то и вовсе какие-то сувениры.
Увы, в этом году все сложилось по-другому. Сказалось воздействие пандемии коронавируса, в разы сократившей прежние финансовые обороты из-за отсутствия туристов. Держались в основном за счет постоянных клиентов из Армении, которые прежде не раз бывали здесь и с удовольствием приезжают снова.
— Я как-то подсчитал, что наши обороты в этом году сократились почти на 90%. Представляете, в этом году можно сказать, что даже тондыр мы не разожгли, в то время как раньше делать это приходилось чуть ли не каждый день. Да, как-то сумели удержаться на плаву, но никаких инвестиций в этом году я не осуществил. Потому что, признаться, не знаю, что будет в следующем году и смогу ли окупить свои вложения. Эта неопределенность немного пугает. Потому что проблемы (конечно, не только у меня, у всех без исключения) навалились как-то внезапно, — задумчиво говорит наш собеседник.
Но потом его голос как-то меняется и уже более уверенным тоном он продолжает. “И это пройдет. Нам ведь не впервой преодолевать трудности”, — улыбается глава семейного бизнеса “Ахпюри ачк”, а журчащая неподалеку родниковая вода как бы вторит ему, “нашептывая” о том, что унесет с собой все невзгоды.