На первом же заседании осенней сессии, в понедельник, Национальное Собрание приступило к обсуждению кандидатур на должности судей Конституционного суда РА. Напомним, что 22 июня НС по инициативе группы депутатов парламентского большинства — блока “Мой шаг” приняло изменения в Конституции, которыми предлагается заменить председателя Конституционного суда и членов КС, занимающих должность не менее 12 лет.
Согласно этим же изменениям, Грайр Товмасян больше не является председателем КС, а Феликс Тохян, Грант Назарян и Альвина Гюлумян считаются сложившими полномочия судьями КС.
На вакантные места трех судей КС свои кандидатуры выдвинули правительство, Президент РА и общее собрание судей, соответственно, — председателя Кассационного суда Ерванда Хундкаряна, судей Артура Вагаршяна и Эдгара Шатиряна.
Как и ожидалось, в самом начале заседания оппозиционные фракции “Процветающая Армения” и “Просвещенная Армения” заявили, что не намерены участвовать в голосовании, поскольку считают, что в сложившейся вокруг Конституционного суда ситуации были нарушены процедуры. Отметим, что обе указанные фракции отказались от участия в голосовании также по изменениям в Конституции — последние были приняты исключительно силами парламентского большинства. На этот раз сложная процедура выбора судей КС также осталась на фракции блока “Мой шаг”. Представитель “Просвещенной Армении” Тарон Симонян пошел еще дальше, заявив, что они не станут участвовать в противоправных действиях, и напомнив, что вопрос законности изменений в Основном Законе ныне оспаривается в КС (вопрос инициирован оппозиционными фракциями).
Задолго до начала осенней сессии в отечественных СМИ появились различные публикации, посвященные кандидатам в судьи КС, муссировалось отношение к ним парламентского большинства. Прогнозировалось, что “Мой шаг” проголосует против кандидатур Ерванда Хундкаряна и Артура Вагаршяна. Против первого — за то, что комиссия по предотвращению коррупции выдала в отношении его отрицательное заключение, второго — за то, что после поражения в первый раз выдвигается Президентом РА Арменом Саркисяном вторично.
Обсуждение кандидатур проходило в обычном режиме: они представили видение своей работы в случае избрания, коснулись важных вопросов судебно-правовой системы. В частности, была затронута идея и концепция создания Верховного суда путем объединения Конституционного и Кассационного судов. Тезис этот уже удостоился одобрения специализированной комиссии по конституционным реформам.
Господин Хундкарян прямо заявил, что считает этот вариант не самым приемлемым. По его словам, в настоящее время функции Конституционного суда и Кассационного суда существенно различаются друг от друга. “Для меня кардинальные изменения недопустимы. Намного важнее фиксировать ситуацию и понять, в чем проблемы, устранить их, чем идти к гораздо большей неопределенности и только потом понять, сколько новых проблем может возникнуть в области защиты прав человека”, — пояснил он.
Идею создания в Армении Верховного суда можно обсудить, высказал мнение другой кандидат Артур Вагаршян. Констатировав, что в Армении ныне действуют две верховные судебные инстанции — Кассационный и Конституционный суды, он заявил: “Первый принимает дела из Апелляционного суда в том случае, если возникает вопрос единого применения и толкования правовых актов. Второй — если встает вопрос об их соответствии Конституции. В ходе нынешних обсуждений конституционных реформ возникает вопрос о создании единой высшей судебной инстанции, условно — Верховного суда. В принципе, я не против такой реформы. Она может укрепить предсказуемость юстиции и сохранить разумный срок рассмотрения дел”, — сказал он.
Заметим, что данная кандидатура уже успела вызвать недоумение у парламентариев. В частности, некоторые депутаты от правящего блока “Мой шаг” обратились с вопросами к руководителю аппарата Президента республики Эмилю Тарасяну, представившему кандидатуру, поинтересовавшись у него, по какой причине глава государства вновь решил выдвинуть кандидатуру Вагаршяна, которая год назад уже выдвигалась и не была поддержана парламентом.
Некоторые депутаты недоумевали: парламент остался прежний, единожды мы уже отказали, мол, на что надеялся, вторично выдвигая свою кандидатуру. На что господин Вагаршян заметил: Президент, пользуясь своими полномочиями, предложил ему — значит, он соответствует требованиям, предъявляемым судье КС.
Не имеет принципиальных возражений против идеи слияния Конституционного и Кассационного судов и формирования на их основе Верховного суда еще один кандидат Эдгар Шатирян. По его мнению, оба института состоялись, но имеются проблемы, нуждающиеся в решении.
Представляя ход обсуждения, хотим подчеркнуть: парламент, во всяком случае, подавляющее большинство народных избранников, придерживались норм цивилизованных дебатов. Единственным отклонением стали вопросы и выступления ныне уже независимого депутата Армана Бабаджаняна.
Личные оскорбления были нанесены им всем трем кандидатам. Но больше всех, пожалуй, досталось молодому кандидату Эдгару Шатиряну. За годы работы в парламенте автор этих строк старалась не выносить на газетную полосу личные оскорбления парламентариев — как-никак они народные избранники. Но в этот раз господин Бабаджанян превзошел самого себя. И коль скоро все это звучало с высшей трибуны страны, можно и процитировать. “Тупой инструмент властей”, “безвольный”, “слабовольный”, “прислужник” — далеко не полный перечень нового парламентского лексикона.
Вице-спикер Ален Симонян не сдержался и заявил, что разочарован выступлением депутата: все работали с разными президентами, и нельзя так обращаться с людьми.
Оскорбительные выпады депутата весьма корректно парировал Эдгар Шатирян.
Между тем, Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ по своей инициативе связалось с омбудсменом Армении для обсуждения процесса назначения судей Конституционного суда, и было достигнуто согласие детально проследить за процессом.
Защитник прав человека Арман Татоян и БДИПЧ ОБСЕ провели ряд обсуждений о важности независимой оценки процесса назначения судей Конституционного суда Армении и о том, как оба учреждения могут совместно работать в вопросе отслеживания процесса. В ходе обсуждений было отмечено, что БДИПЧ окажет экспертное содействие в оценке и подготовит правовой анализ законодательства, регулирующего назначение судей, касающегося международных стандартов, обязательств и передового опыта.
Цель оценки — провести независимое и беспристрастное исследование процесса, с точки зрения формирования общественного доверия к независимости судебной власти. Будет уделено внимание правовым актам и процедурам, регулирующим вопросы назначения судей, применению этих процедур и прозрачности процесса.
Было отмечено, что важным компонентом любого процесса назначения судей является прозрачность, поэтому в парламенте должна быть обеспечена максимальная прозрачность всех этапов процесса, что укрепит общественное доверие.
В Национальном Собрании вчера состоялось тайное голосование по кандидатурам в судьи Конституционного суда. Парламентские фракции партий “Процветающая Армения” и “Светлая Армения” не приняли участия в голосовании, поскольку считают это продолжением противоправной конституционной реформы.
Голоса распределились следующим образом: Эдгар Шатирян (“за” — 85, “против” — 3), Артур Вагаршян (“за” — 86, “против” — 1, недействительный — 1), Ерванд Хундкарян (“за” — 84, “против” — 2, недействительные — 2).