Радостная новость для начинающих производителей коньяка и коньячного спирта, а также виноградарей. Положительное заключение, которое выдала на днях Комиссия по экономическим вопросам НС по представленным правительством Армении поправкам в законах “Об оповещении деятельности” и “О госпошлине” отразится именно на хозсубъектах, осуществляющих деятельность в сфере производства коньяка и вина. По-разному, конечно. Но эффекта, судя по всему, ждать придется недолго. О новых ставках госпошлин в сфере коньякоделия — в материале “РА”.
Дистилляция для избранных
О том, что получить лицензию на производство коньяка в Армении — процесс крайне дорогой, — местные производители говорили неоднократно. Помнится, пару лет назад, рассказывая о перезапуске Бердаванского винного завода в Тавушской области, руководитель предприятия Гагик Агабабян в беседе с нами долго говорил об этой проблеме. А проблема была в том, что с момента получения лицензии для дистилляции спирта завод должен в течение трех лет выплачивать огромную госпошлину, чтобы потом только суметь произвести коньяк и выйти на рынок.
“Но для нашего предприятия, находящегося в приграничной зоне, сумма в несколько миллионов драмов является неподъемным бременем. Поэтому решили обратиться в правительство с просьбой оказать содействие — либо отсрочить платеж госпошлины, либо предоставить какие-либо иные льготы”, — пояснил в то время наш собеседник.
И таких производителей было немало. По крайней мере, еще полгода назад министр экономики Тигран Хачатрян в ходе очередного заседания правительства прямо сказал, что действующая ставка госпошлины — это один из главных вопросов, которые поднимали местные производители вин в ходе обсуждений в экономическом ведомстве. При этом они прямо заявляли, что в случае принятия нового регулирования многие из них перейдут на ступень выше и начнут производить в том числе и коньяк.
Именно на этом заседании в последних числах марта текущего года обсуждался законопроект, предусматривающий снижение размера ежегодной пошлины, которую обязаны выплачивать предприниматели, начиная с процесса подготовки производства коньяка. Проще говоря, согласно действующему законодательству, если кто-то решил производить коньяк или коньячный спирт, то с первого же года своей деятельности ему надо будет выплачивать госпошлину в размере 10 млн драмов в год. Вопрос в том, что платить они обязаны уже с того момента, как начинается процесс дистилляции коньячного спирта. Опять же по закону, этот спирт может называться коньяком лишь при условии, если он был выдержан в дубовых бочках не менее трех лет. То есть как минимум три года необходимо выплачивать пошлину, что к моменту реализации продукции составит 30 млн драмов.
Несправедливо, подумали в Минэкономики, и предложили для тех, кто пока еще не реализует, а всего лишь осуществляет подготовительный процесс, снизить пошлину и вместо нынешних 10 млн драмов установить чисто символическую сумму в 50 тыс. драмов ежегодно. Тем самым, те предприниматели, которые сейчас намереваются приступить к производству коньяка, сэкономят огромные суммы. Ведь вместо 30 млн они выплатят лишь 150 тыс. драмов в течение тех трех лет, когда спирт выдерживают в бочках. Принятый же у нас в 1998 году норматив фактически лишает небольшие предприятия возможности производить коньяк, поскольку процесс дистилляции становится как бы уделом избранных компаний.
Нельзя потерять что-то из ничего
Однако к общему знаменателю так и не удалось прийти. С довольно жесткой критикой выступил в то время бывший глава Комитета госдоходов Давид Ананян. Основные его доводы сводились к тому, что снижение пошлины — это налоговые льготы. А это, естественно, отразится на доходах госбюджета. Плюс, может создать благоприятные условия для роста теневого сектора в сфере коньякоделия, сказавшись на качестве производимого коньяка.
Это не налоговые льготы, парировал министр экономики, поскольку пошлина должна взиматься при производстве и реализации продукции, а не в течение подготовительного этапа производства. Что касается снижения доходов бюджета в связи со снижением пошлины, то глава Минэкономики был довольно лаконичен: мы не можем потерять что-то из ничего, поскольку в нынешних условиях мало тех, кто собирается с нуля приступить к производству коньяка.
В итоге, законопроект по поручению премьер-министра Никола Пашиняна был отправлен на доработку с тем, чтобы в документе были указаны четкие механизмы контроля в сфере производства коньяка — от закупа винограда до получения коньячного спирта и готовой продукции. Причем все это нужно было успеть до сентября сего года, когда, собственно, и начнется процесс закупа винограда.
И вот теперь, судя по тому, что законопроект уже находится в НС, новые законодательные регулирования не за горами. Помимо существенного снижения госпошлины при производстве коньячного спирта с 10 млн драмов годовых до 50 тыс. драмов, предлагается также приравнять ставки госпошлины, которые применяются к спиртным напиткам из фруктов, к медовухе. Для всех этих напитков будет установлена единая ставка в размере 50 тысяч драмов в год.
Если же хозсубъект, уже занимающийся производством коньяка, решит приступить еще и к производству фруктовой водки, то ему надо будет лишь оповестить соответствующий госорган о новом виде своей деятельности. Разница в том, что на сегодня при оповещении о начале деятельности выплачивается пошлина в размере 15 млн драмов, плюс еще 10 млн драмов при организации производства. После принятия законодательных поправок за организацию производства госпошлина в 10 млн драмов взиматься не будет.
Госпошлины — в минус, налоговые поступления — в плюс
Какое воздействие в цифровом выражении окажет снижение госпошлины, пока трудно сказать. Но в правительстве ожидают достаточно большого эффекта от предстоящих нововведений. Тем более, что так или иначе они затронут и сферу сельского хозяйства, подстегнув спрос на тот же виноград, урожай которого в этом году выдался довольно богатым. Проблема в том, что пандемия коронавируса серьезно снизила доходы местных винодельческих компаний, лишив их возможности в полном объеме закупать сырье у сельчан.
“Как на внутреннем, так и на основных экспортных рынках распространение коронавируса напрямую оказало влияние на винодельческие и коньячные компании. Спрос на продукцию снизился, что сказалось и на объемах продаж. У нас есть подтвержденные официальные статистические данные, по которым зафиксировано падение реализации как на внутренних, так и на внешних рынках более чем на 30%”, — обрисовал ситуацию министр экономики.
Учитывая сложившуюся ситуацию, правительство разработало отдельную антикризисную программу, которая предусматривает содействие виноделам и коньячному производству. Спектр предоставляемого инструментария госсодействия довольно широк. К примеру, компаниям сферы предложено субсидированное кредитование, проценты по которому правительство полностью компенсирует.
Полученные средства хозсубъекты могут направить не только на переоснащение своего производства, но и на закуп сырья. В условиях же резкого сокращения размера госпошлины, выплачиваемой в процессе подготовки к производству коньяка, предприниматели начнут активно скупать виноград у сельчан. Это позволит переработать весь некачественный урожай в спирт, который со временем будет лишь расти в цене. Как итог, при снижении пошлины до 50 тыс. драмов госказна может получить гораздо больше доходов, чем сейчас при взимании 10 млн драмов. Ведь многие предприятия начнут производить коньяк, в результате чего выплаченные ими налоги будут больше нынешней пошлины.