В этом году исполнилось 115 лет со дня рождения Заслуженного артиста Армянской ССР, педагога и лучшего друга детей Павлоса (Погоса) Агаджановича Борояна. Ребенком чудом спасшийся от Геноцида 1915 года, получивший образование в различных детдомах (в Чорк-Марзпане и Бейруте), оп прошел путь от Дейр-Зора до Армении. С начала 20-х годов прошлого века он играл в различных театральных труппах Сирии и Ливана под сценическим псевдонимом Пагос Мольер.
В 1932 году перебравшись в Армению, в качестве актера работал в Первом государственном театре Еревана (ныне Национальный академический театр имени Габриэла Сундукяна). Несмотря на пережитые страдания и потерянное детство, он всю свою жизнь посвятил детям, которых безумно любил. Свою жизнь сироты он осмыслил единственно возможным для себя образом — добром и желанием дарить радость детям. Вместе с группой подвижников (режиссером и актрисой Софьей Беджанян, художником Геворгом Аракеляном, педагогом Маруке Дургаряном, актрисой Араксией Арабян) он стал одним из основателей Ереванского кукольного театра. Символично, что открытие последнего состоялось 1 июня 1935 года — в день, который впоследствии станет Международным днем защиты детей.
Государственный театр кукол Еревана и по сей день является любимым детьми очагом культуры и носит имя Ованеса Туманяна. А в те годы, ребятишки, идя в театр, говорили: “Мы идем в театр дедушки Павлоса”. Своим искусством он сыграл большую роль в деле эстетического воспитания детей, завоевал любовь и симпатию у зрителей всех возрастов. Много выступал в школах и пионерских лагерях, в одном спектакле мог сыграть совершенно разных по характеру персонажей. Среди его ролей — профессор в “Двенадцати месяцах”, Федя (“Лучше Феди нет никого”), Пес (“Пес и кот”), Визирь (“Братец Гаоник”) и т.д.
Сегодня в театре действует “Музей кукол им. Павлоса Борояна”, открытие которого состоялось 5 февраля 2010 года.
На новогодних утренниках Павлос Бороян часто выступал в роли Деда Мороза. Как нам рассказала его дочь Карине Бороян, в этой роли он был неповторим: веселый, сказочный, шутил, пел и танцевал.
“На одном из таких представлений как-то присутствовал великий Грачья Нерсисян. Бороян в образе Деда Мороза подошел к нему и сказал: “Вю жизнь мечтал играть Короля Лира, а стал Дедом Морозом”. На это Нерсисян с доброй улыбкой ответил: “Лучше быть Королем Лиром Дедов Морозов, чем Дедом Морозом Королей Лиров”…
Мой отец был человеком с неиссякаемым чувством юмора и всегда советовал мне остерегаться людей, у которых это чувство отсутствовало. До конца своей жизни он искал своих родных и в один из дней сказал: “Я неплохо жил, но чувство сиротства у меня так и не прошло”. Точно так же себя чувствую я сегодня: меня не покидает это же чувство. Он был незаменим, его место осталось пустым…” — говорит дочь артиста.
По ее словам, отец любил повторять: “Слоны умирают на своей родине”. 3 сентября 1979 года Павлос Бороян скоропостижно скончался в театре — из-за забот и пока еще нерешенных проблем, связанных с его будущим музеем кукол.
“Видимо, его родиной были театр и музей…” — резюмировала Карине Бороян.