Лучшие интеграционные проекты получат финансирование ЕАБР
Еще год назад зависимость человека от социальных сетей часто подвергалась критике и осуждению. Бывало, что таких людей даже высмеивали. Мол, соберутся на какое-то мероприятие, где только и “сидят в телефонах”, как на “смартфонной вечеринке”. И вдруг появился COVID-19, внезапно превратив онлайн-сервисы из удобства в средство первой необходимости. Трудно представить, как бы перенесли тот же карантин люди, далекие от технологий и не знающие о существовании онлайн-заказов еды или вещей.
Цифровые технологии настолько масштабно начали внедряться во все сферы нашей жизни, что сейчас практически невозможно назвать какую-то область, в которой можно пока обойтись без них. Начиная от удаленной работы компаний и дистанционного образования школьников и студентов, заканчивая торговлей и услугами. Не говоря уже о том, что в условиях пандемии появились новые, ранее не известные нам цифровые платформы. Как, например, системы, отслеживающие перемещение людей и товаров.
Правительства многих стран тратят сегодня огромные средства, чтобы стимулировать частный сектор на создание все новых и новых цифровых инструментов по борьбе с опасным вирусом. и, конечно же, для того, чтобы максимально свести на нет негативные последствия COVID-19.
Наметившийся тренд охватил и евразийское пространство. Аккурат в разгар пандемии, в середине этого лета, Евразийским банком развития (ЕАБР) был создан Фонд цифровых инициатив, руководство которого было возложено на бывшего председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии, ныне зампредседателя Совета ЕАБР Тиграна Саркисяна. Основная задача фонда — стимулировать интеграцию на территории ЕАЭС. Поскольку, как отмечает глава новосозданной организации, первая фаза становления Союза успешно реализована. А именно: созданы и успешно функционируют основные институты управления интеграцией: Евразийская экономическая комиссия, Суд ЕАЭС, Евразийский банк развития. Плюс, проведена серьезная работа для формирования наднационального законодательства для работы общего рынка и установления торговых режимов ЕАЭС с третьими странами.
“И мы уже приступили ко второй фазе — к интенсификации реализации конкретных проектов, которые направлены на углубление интеграции”, — пояснил г-н Саркисян.
Деньги есть, главное – идеи
Учитывая название самого фонда, понятно, что ЕАБР готов поддержать интеграционные проекты именно в цифровой сфере. Что интересно, еще год назад тот же Тигран Саркисян, говоря об углублении интеграции, указывал на необходимость промышленной кооперации внутри ЕАЭС и создания евразийских брендов. Увы, сетовал он, совместная проектная деятельность в ЕАЭС не носит массовый и масштабный характер, поскольку проектов на уровне Airbus, как в Европе, у нас нет. Но если мы планируем создать евразийские бренды мирового масштаба, то, уверял бывший руководитель Евразийской экономической комиссии, нам необходимо запустить новый подход, который был бы направлен на реализацию масштабных и значимых проектов.
Сейчас же, в эпоху коронавируса, акценты заметно сместились. Весь мир обратил свой взор в сторону цифровых технологий. Так что, вполне возможно, что эти самые масштабные и значимые интеграционные проекты на территории ЕАЭС можно будет запустить как раз-таки в этой сфере. Для поиска лучших решений Фонд цифровых инициатив объявил даже конкурс, стартовавший в конце прошлой недели.
В зоне внимания — проекты, которые смогут противостоять распространению коронавируса и преодолеть негативные последствия пандемии на евразийском пространстве. Заявки могут представить как госведомства, так и любая компания из стран-участников ЕАБР (Россия, Беларусь, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан), обладающая соответствующими компетенциями в сфере цифровой трансформации. победителей, естественно, ждет финансовое содействие в реализации проекта. Что касается размеров и методов финансирования, то они будут зависеть от запросов самих участников.
“На сегодня в фонде порядка 10 млн долларов, которые выделены на реализацию цифровых проектов. Но инструментов, которыми мы можем оперировать — гораздо больше. Все будет зависеть от того, какой это проект и какие у него потребности в финансировании. Поэтому средства могут быть выделены и в качестве грантов, и в виде кредитов, и как участие ЕАБР в капитале компаний”, — изложил суть дела г-н Саркисян.
Охват сфер не ограничен
Фонд готов рассматривать любые предложения. Единственное условие — интеграционный компонент. Иначе говоря, финансироваться будут только те цифровые решения (технологии, инновации, мобильные приложения и др.), которые способствуют взаимодействию двух и более стран на евразийском пространстве. А в остальном участникам предоставлена полная свобода для творческого подхода. Ограничений нет и относительно сфер их применения. Иначе говоря, проекты могут охватывать самые разные отрасли экономики и сферы общественной жизни: здравоохранение, логистика, транспорт, финансовые технологии, телекоммуникации, образование, проведение культурных и массовых мероприятий и т.д.
Для эффективности процесса г-н Саркисян призвал потенциальных участников тщательно изучить международный опыт по части уже реализуемых цифровых проектов по борьбе с COVID-19. К примеру, те же системы, отслеживающие перемещение людей и товаров, сети взаимодействия медицинских учреждений, цифровые площадки для волонтеров и т.п.
Причем заявки можно подавать не только на новые, но и уже готовые проекты, которые можно масштабировать на весь Союз. Но нужно поспешить, поскольку заявки на участие в конкурсе принимаются до 4 октября. Оформить их можно на профильном разделе официального сайта ЕАБР.
“Мы знаем, что существует огромное количество уже работающих цифровых решений. И если разработчики этих проектов считают, что эти решения успешно апробированы и их можно масштабировать, то добро пожаловать в Фонд цифровых инициатив. Мы ждем такие компании”, — призвал зампредседателя Совета ЕАБР.
В самолет со справкой
В самом фонде тоже отслеживаются подобные проекты, продолжил он. Уже составлен специальный реестр тех цифровых решений по борьбе с COVID-19, которые на данный момент имеются на территории ЕАЭС. Среди конкретных разработок, над которыми сейчас ведется работа в фонде, он назвал проект, который позволит в условиях закрытых из-за пандемии границ уехать людям в ту или иную страну евразийского пространства.
“Мы разработали собственную инициативу по свободному перемещению граждан не территории ЕАЭС. Ведь границы между странами закрыты потому, что правительства таким образом борются с распространением вируса. Если же мы предложим какие-то цифровые решения, которые помогут наладить эффективное взаимодействие стран внутри евразийского пространства, то для людей, которые сдали тест COVID-19 и имеют отрицательный результат, можно будет открыть границы. Сейчас интенсивно обсуждаем эту инициативу с национальными правительствами. А таких цифровых решений, предполагающих сотрудничество между странами, может быть очень много. На этом примере я просто хотел показать, что есть необходимость в координации работ соответствующих органов”, — сказал глава фонда. Добавив, что в качестве пилотного планируется реализовать проект с участием России, Кыргызстана и Армении, для граждан которых могут быть смягчены условия передвижения.